Сербия против Косово: вспыхнет ли в центре Европы новая война?

Общество
Очередное обострение конфликта между Сербией и Косово заставило некоторых всерьез говорить о возможности вспышки новой войны в центре Европы. Президент Сербии Александр Вучич говорит, что целью Приштины является столкновение Сербии с НАТО. Насколько все серьезно?

Поводом для нынешних беспорядков, которые уже потребовали вмешательства миротворческого контингента НАТО KFOR в Косово и привели к столкновениям с местными сербами, стала попытка косовских полицейских взять под контроль административные здания в населенных преимущественно сербами городках Зубин-Поток, Звечан и Лепосавич, чтобы «вселить» недавно избранных мэров.

Эти местные выборы прошли в условиях бойкота со стороны сербов, так что албанцы, составляющие в «сербских муниципалитетах» (их всего четыре) не более трех процентов населения, участвовали в этих выборах в одиночку. Евросоюз, однако, признал выборы с явкой 3,5 процента состоявшимися. Местных сербов это возмутило. Они вышли на защиту административных зданий, вступив фактически в рукопашный бой с косовскими полицейскими и пытавшимися унять разгоряченную толпу силами KFOR. Конфликт уходит корнями в историю балканских войн в конце прошлого века. В 2008 году албанцы-косовары, опираясь на миротворческие силы НАТО, в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии. Даже без референдума, просто решением местного парламента. Белград независимость Косово не признает, считая его, как и записано в сербской Конституции, автономным краем Косово и Метохия в составе страны. Даже в Евросоюзе независимость Косово не признали несколько стран, в том числе имеющие свои проблемы с сепаратистами. Например, Испания. А также Греция. Россия, как и Китай, тоже не признают независимость Косово.

Фото: Pixabay

Сербы в Косово составляют менее десяти процентов населения, проживая компактно в северных муниципалитетах края и требуя в принципе немногого, а именно автономии от этнического албанского большинства. Однако автономия — она нынче не для всех, согласно политике двойных стандартов «цивилизованных стран». Есть «достойные» (Восточный Тимор, Южный Судан или уйгуры в Китае), а есть «недостойные» — косовские сербы или крымчане.

Правда, попытки со стороны Евросоюза добиться урегулирования все же были. В 2013 году в Брюсселе было достигнуто соглашение при посредничестве ЕС, согласно которому Сербия получила право создать автономные муниципалитеты в северном регионе Косово, но они были обязаны действовать в рамках косовской правовой системы, а косовская полиция должна была оставаться единственной силовой структурой. Однако спустя десять лет эти муниципалитеты так и не были созданы, в том числе потому, что Сербия не признает независимость Косово, такая позиция поддерживается подавляющим большинством сербского населения, а Белграду весьма затруднительно действовать наперекор общественному мнению, идя на сотрудничество с непризнанными косовскими властями.

В такой взрывоопасной атмосфере последовали «спорные выборы». Теперь европейские лидеры спешат осудить насилие. Жозеп Боррель, глава европейской дипломатии, упрашивает Курти и Вучича предпринять срочные меры для деэскалации. Ему вторит МИД Франции. Что дальше? Скорее всего, через некоторое время Белград и Приштина предпримут меры по сдерживанию дальнейшей эскалации. Сербия и Косово всерьез не намерены воевать друг с другом и главной стратегической целью видят ту или иную форму интеграции в Евросоюз. Каковая будет невозможной в случае сохранения конфликтной ситуации. Белград и Приштина заинтересованы в том, чтобы периодически привлекать к себе внимание европейских лидеров, а под это пытаться выторговывать какие-то дополнительные преференции на пути дальнейшего продвижения в Евросоюз. Так что полномасштабная война, которую так жаждут увидеть некоторые сторонние наблюдатели, в очередной раз откладывается.

amp-next-page separator