На краю демографической пропасти: что может спасти институт семьи

Общество
Наверняка многие думают о семье как о крепком тыле, плече, на которое можно опереться. Образ надежной, «каменной» стены всем известен.

Жилетку, чтобы выплакать обиды и горести, тоже находим там, среди родных. Может, и не идеальные, но теплые отношения близких людей — что может быть важнее? Но статистика безапелляционно заявляет: институт семьи рушится, связи поколений рвутся, молодежь узы брака не ценит, дети не видят достойных примеров привязанности, ответственности, любви. Вот и депутат Госдумы Татьяна Ларионова недавно отметила, что стоим мы на краю пропасти. Заявила она это на заседании рабочей группы по разработке нового курса «Семьеведение» — очередной попытки объяснить молодому поколению суть вечных ценностей.

За многие годы разных пособий, учебников и методичек на эту трепетную тему написано немало. Еще в СССР, помнится, были уроки «Этики и психологии семейной жизни», на которых активно цитировали Клару Цеткин и Карла Маркса. А в начале нынешнего века вопрос с другой стороны преподавали: по пособию «Нравственные основы семейной жизни», подготовленному священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной. В некоторых регионах детям до сих пор из него цитируют поговорки типа: «Жена верховодит, так муж по соседям ходит». Теперь новый курс на подходе.

И даже Сообщество практиков образовательного семьеведения уже создано. Его соучредитель, философ Михаил Смирнов, считает, что обязательные предметы, обществознание и литература, не дают полного понимания вопроса. В качестве альтернативы предлагаются около 20 учебно-методических пособий, которые уже несколько лет используются в 60 регионах. Это-то и смущает даже в большей степени, чем не слишком благозвучное название нового предмета. Получается, почти всю страну методичками своими охватили, а кризис семьи продолжает усугубляться. В былые времена, когда в крепости семейного института никто не сомневался, ведь как-то без всего этого обходились.

Фото: Пелагия Тихонова / АГН Москва

Между тем подведомственный Минпросвещению Институт изучения детства, семьи и воспитания сообщил, что программа для среднего профессионального образования, в которую войдет «Семьеведение», станет обязательной уже с нового учебного года. Спору нет, готовить подростков к будущей семейной жизни необходимо. Но было бы неплохо сначала договориться — как. Депутат Татьяна Буцкая, например, полагает: «Говорить, что первостепенны смирение и умение слушать, а не любовь, нужно без домашних заданий, при помощи викторин и квестов».

Согласитесь, весьма сомнительное утверждение. Как и то, что за партой ребенку можно привить жизненно важные ценности, «если эти вопросы не были отработаны на уровне семьи». Такое мнение тоже звучит из уст народных избранников, ратующих за «создание слоя семейных граждан». А с остальными слоями как быть? Словом, мнений полно, пособий еще больше. Между тем подавляющее большинство россиян из года в год в различных соцопросах называют семью своей главной ценностью. Врут или отвечают «как надо»? Не думаю. Дружных семей у нас немало. Вот о них и нужно рассказывать.

Как справедливо заметил главный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава Олег Аполихин, «добрые мысли можно привить только собственным примером». Да и про любовь, что ребенком в заботе и внимании близких, родных людей познается, впитывается, тоже, наверное, забывать не стоит. Без нее ни в теории, ни на практике крепкую семью не построишь.

amp-next-page separator