Пора кончать лечить вслепую
Согласно опубликованным на днях результатам соцопроса, 30 процентов россиян боятся тяжелой болезни. Больше чем роста цен, падения доходов и даже того, что с их детьми может что-то случиться. Больше всего! 18 процентов переживают, не будет ли новой волны пандемии. До сих пор в магазинах и метро можно встретить людей в масках.
С одной стороны, они совершенно правы — маска снижает риск заражения любой респираторной гадостью. А с другой — это, конечно же, неизжитый страх.
Поэтому такое напряженное внимание вызвали новости из Китая, где больницы переполнены детьми с пневмонией. Вскоре болезнь объявилась во Франции, в Дании, Германии. Уж очень похоже на памятную зиму 2020 года: сначала вспышка пневмонии в Китае, который, как и тогда, не спешит делиться информацией, затем Европа… И пусть вероятность рождения нового смертоносного вируса ничтожно мала (в одну воронку снаряд дважды не падает), становится немного тревожно.
И вот на этом фоне — рост числа госпитализаций детей с пневмонией в Карелии и Санкт-Петербурге. Только новость эта, как ни парадоксально, оказалась со знаком плюс. Потому что страшит в первую очередь неопределенность. А тут враг наконец опознан — им оказалась старая, пусть и не совсем добрая, микоплазма. Прекрасно известный врачам микроорганизм, обычно безвредный, но при определенных условиях способный вызвать воспаление легких. Волны микоплазменной пневмонии накатывают в среднем раз в пять-семь лет. Однако потенциала для того, чтобы вызвать эпидемию и тем более пандемию, у этого возбудителя нет.
Как правило, вспышки случаются там, где высока его концентрация в замкнутом пространстве — детсадах, школах. И второе необходимое условие для заболевания — сниженный иммунитет. Дремлющую и никак не проявляющую себя микоплазму здоровый организм держит под контролем. Но проблемы с иммунной системой, которые есть почти у каждого, кто перенес ковид, позволяют возбудителю начать активно размножаться.
Самое главное — микоплазменное воспаление легких протекает относительно легко. Его даже называют ходячей пневмонией, многие переносят болезнь на ногах, не придавая значения кашлю, который может продолжаться несколько месяцев. Пока в России тяжелых форм заболевания нет. А еще от микоплазмы, в отличие от коронавируса, есть работающие лекарства — антибиотики сразу нескольких групп. Несмотря на некоторое снижение их эффективности, выбор достаточно широк, и врач сможет подобрать нужный препарат.
И все же проблемы имеются. В первую очередь — с диагностикой. Симптомы микоплазменной пневмонии те же, что и у других воспалительных заболеваний дыхательной системы: кашель, температура, боли в грудной клетке, общая слабость. Чтобы врач поставил правильный диагноз, в лаборатории должны найти микоплазму.
Но общедоступного теста до сих пор нет, анализ проводится лишь в научно-исследовательских институтах. В частности, в Центре им. Гамалеи, разработавшем вакцину от коронавируса «Спутник V». В обычных же поликлиниках можно подтвердить лишь коронавирус и грипп.
Расширить возможности лабораторной диагностики респираторных инфекций необходимо. Иначе врачи будут продолжать лечить больных фактически вслепую. В XXI веке это недопустимо.