Забить гвоздь, пришить пуговицу: с 1 сентября 2024 года «труд» вернется в школы

Общество
После долгих раздумий решили, что все же уроки труда в школе необходимы. С 1 сентября 2024 года «труды» вернутся в школьное расписание. Но, в отличие от советских «трудов», теперь будут два модуля — обязательный и вариативный. То есть, что-то придется изучать всем детям, а что-то — по выбору школы.

Обязательные часы будут посвящены «Производству и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерной графике и черчению», «Робототехнике» и модному «3D-моделированию, прототипированию, макетированию». Модули «по выбору» предполагают менее богатый набор: «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство». Трудовое воспитание будет распределено по часам таким образом: младшеклассникам отведут по одному часу в неделю, средней школе — по два часа, старшеклассникам — один час.

Негусто, прямо скажем. И главное, снова как-то намудрили. Компьютерная графика и черчение; робототехника и загадочные «автоматизированные системы» — это вообще что? Тот труд, который нужен школьнику? Да еще и в объеме час или два в неделю. Растениеводство, безусловно, очень интересный предмет, я бы сама с удовольствием занималась им с утра до ночи. Скоро и начну: рассада уже ждет. Но разве будет интересно проращивание семян ученику в средней школе? Может, конечно, и найдется какой-то один «ботаник» на класс. Но целый класс «ботаников» — не смешите.

Отличная идея с введением трудового воспитания в школе снова, мне кажется, уйдет в болтовню. Откуда набрать столько разноплановых специалистов, которые научат и варить щи, и шить фартук, и забить гвоздь, и робототехнике научат, и 3D-моделированию? Или это будет какой-то один «универсальный солдат», который умеет все и сможет передать свои знания ученикам? У которых, снова повторюсь, интересы абсолютно разные.

Фото: Денис Гришкин / АГН Москва

Вспоминаю своих учителей «труда»: у девочек была одна-единственная учительница, которая давала навыки и шитья, и кулинарии. У мальчишек был прекрасный Юрий Иванович, что-то они там вместе строгали, сверлили и мастерили вечные табуретки.

Главное ведь — привить интерес и желание что-то мастерить своими руками. Ну, мне так кажется. Современные дети делать, к большому сожалению, ничего не умеют. Причем 3D и компьютерную графику освоят, можно не сомневаться, сами. Хорошо было бы научить их пришить пуговицу и забить гвоздь. Потому что именно эти навыки пригодятся в жизни обязательно.

А как хорошо было бы учить пользухе — водить машину, починить розетку! Новому поколению и так придется конкурировать с искусственным интеллектом и большую часть жизни провести, пялясь в экран компьютера. Может, только детство и останется для того, чтобы научиться что-то делать руками, а не щелкать пальцами по клавиатуре. Пусть поработают руки, пусть отдохнут глаза и мозги. Физический труд — это такая огромная радость. Жаль только, что всего один час в неделю. И два — в средней школе. Еще настораживает то, что не будет разграничения для мальчиков и девочек. Учиться будут вместе. Что лишний раз убеждает: шить, готовить и изготавливать табуретки на новых «трудах» не будут. Какие-то «труды» без труда получаются.

В общем, как обычно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И учить своих детей каким-то трудовым основам будут родители. Может, это и неплохо — главное, чтобы родители эти сами что-то умели.

amp-next-page separator