Болезненные рекорды: грозит ли нам эпидемия кори?
Какова цель публикации? Очевидно, обратить внимание на необходимость принятия быстрых энергичных мер по борьбе с этой заразой. Но Роспотребнадзор отреагировал на нее как-то очень болезненно, заявив о предвзятости ВОЗ. Показательны, мол, не абсолютные цифры (число больных), а интенсивные показатели — уровень заболеваемости в расчете на определенное количество населения, скажем, на 1 миллион человек. При такой методике подсчета мировыми лидерами по кори окажутся помимо тех же Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана еще и Йемен, Центральноафриканская Республика, Камерун, Ирак, Армения, Румыния, Эфиопия и Буркина-Фасо.
При всем уважении к эфиопскому, например, здравоохранению, невольно возникает вопрос: а те ли ориентиры выбраны для сравнения? В Эфиопии на 10 тысяч населения приходится 1 врач, а в России — 37. Стоит ли удовлетворяться тем, что заболеваемость корью у нас (89,2 на 1 миллион населения) ниже, чем в этой бедной африканской стране (130 на тот же миллион)?
Разумнее, наверное, все же сосредоточиться на том, что происходит в наших палестинах. Тем более что повод для обсуждения имеется, да еще какой. В 2023 году заболеваемость корью в России стала рекордной за 30 лет. По сравнению с предыдущим, 2022-м, когда было всего 0,07 больных на 100 тысяч населения, она выросла в 127 (!) раз.
Сомневаться в цифрах не приходится, заболевших считали мы сами. Тогда в чем же заключается предвзятость ВОЗ? Спору нет, к ней сейчас тысяча претензий. Но в данном случае эксперты просто составили таблицу официальной заболеваемости в разных странах.
Роспотребнадзор усомнился в достоверности данных по развитым странам Европы (в 2023 году во Франции зафиксировано 118 случаев кори, в Германии — 81, в Бельгии — 77). Дескать, там не учитывается заболеваемость трудовых мигрантов и украинских беженцев, большинство из которых не вакцинировано. И дальше Роспотребнадзор подробно отчитывается в проделанной работе, показывая, как много у нас делается для профилактики кори. В этом благородном деле мы даже помогаем дружественным странам.
Никто не обвиняет уважаемое ведомство в бездействии.
Вирус кори распространяется во всем мире. Тому имеются объективные предпосылки. Волны заболеваемости накатывают каждые четыре-шесть лет, в этот раз пик пришелся на 2023 год. А еще мы видим результат пропущенной или отложенной плановой вакцинации. Во время недавней пандемии коронавируса, которая продолжалась целых три года, врачам просто было не до кори. Среди детей образовалась беззащитная прослойка, которую вирус сейчас атакует. Надо продолжать работать с родителями, объяснять, что лекарства от кори нет, болезнь можно только предотвратить. Надо убеждать ревакцинироваться тех взрослых, которым это необходимо (вырабатываемый после прививки иммунитет сохраняется около 20 лет). Тогда, глядишь, кривая заболеваемости пойдет вниз и отпадут поводы для сравнения с Эфиопией и Буркина-Фасо.