Стоит ли бороться с ходом времени

Общество
Недавно в театральной среде разгорелся нешуточный скандал. Поводом стало переименование Театра Виктюка в «Театр — Сцена «Мельников», инициированное новым художественным руководителем Константином Богомоловым.

Вместе с названием поменяется и репертуар — уйдут многие спектакли, поставленные Романом Виктюком, в том числе и хит «Служанки». Однако не все согласны с таким решением, и на специальном сайте даже появилась петиция против руководства Богомолова. Главный аргумент — он пытается вымарать память о знаменитом режиссере и не хочет сохранять его театр. Только вот должен ли театр становиться музеем одного человека? Пусть и гения, который вписал свое имя в историю отечественного искусства...

Все же театр — отражение жизни. А объективно после ухода из жизни Романа Григорьевича в 2020 году ярких премьер не было. Да и, как ни грустно это признавать, на хиты репертуара залы уже тоже не набирались. И это не потому, что спектакли стали хуже — просто они, как и любая постановка, попадали в нерв времени, которое сейчас изменилось. А как ни крути, именно интерес зрителей, обсуждения, споры и аншлаги и есть мерило успеха. Ведь спектакли — не картины, которые могут подождать признания пару веков.

...Но, кажется, театр можно было бы и не переименовывать. Однако есть тонкий момент. Сразу приходит на ум сравнение с «Табакеркой». Название оставлено. Так в чем же разница? А в том, что Олег Табаков оставил после себя несколько поколений учеников и бразды правления держит Владимир Машков — преемник мастера. У Романа Григорьевича так не случилось. Своей режиссерской школы он не создал. Работать и строить театр сегодня будут другие люди. Но это единственный способ подарить театру новую жизнь и вновь вернуть его в ряды ведущих и самых популярных столичных театров. При том, что память о Виктюке будет сохранена — в следующем сезоне запланированы и лекции, и юбилейные мероприятия.

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Театр — не музей. Он не создан для того, чтобы сохранять память. Он отражает современность, и это его главная задача. Жизнь скоротечна, мимолетна, и в ней ничего никогда не повторится, так же, как не могут быть абсолютно одинаковыми спектакли — энергия между зрителями и артистами возникает лишь однажды.

Сейчас в название театра вынесено имя архитектора-конструктивиста Константина Мельникова, и нужно вспомнить о том, что Роман Виктюк был рад тому, что смог в свое время восстановить один из самых ярких памятников архитектуры в столице. Так, может быть, раздувать скандал об «убийстве» театра бессмысленно? Ведь это очень похоже на борьбу с ветряными мельницами, а по сути — с неотвратимым ходом времени.

amp-next-page separator