Голос совести в большом и малом

Общество
Господь дал человеку совесть. Она не дремлет и подсказывает нам, что мы задумали или совершили что-то недостойное, если мы сами настойчиво не заставляем ее говорить с нами все тише, а потом и вовсе замолчать. Если мы голос совести слушаем, то велики шансы остановиться на уровне дурного помысла, сомнительного с моральной точки зрения намерения, не переходя к делу – к совершению какого-то плохого поступка или целого их ряда.

Слышать голос совести в малом является крайне важным делом. Если мы не хотим прислушиваться к этому голосу в том, что кажется нам мелочами, то и сами не заметим, что перестали прислушиваться и в более крупных делах, более значимых ситуациях. А потом и вообще можно совесть в себе заглушить.

Вспоминаю два произведения лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимира Юрьевича Малягина: «Удивительные истории Петра Петровича, рассказанные им самим и записанные Владимиром Малягиным» и пьесу «Купеческая дочь».

В книге «Удивительные истории…» есть рассказ «Столбики». В нем описана история, как Петр Петрович с соседом забрали двухметровые столбы, лежавшие на опушке леса. Эти столбики оставил там лесхоз. В самом начале Петра Петровича еще беспокоил вопрос, точно ли эти столбики бесхозные, и можно ли их вот так просто забрать. Сосед его уверил, что они валяются давно, а значит и ничьи. Эти слова успокоили Петра Петровича. Но спокойствие было ошибочным. Как только столбы были уже погружены в прицеп, подъехал милиционер и указал, что действия двух соседей противозаконные. Дальше пришлось общаться со следователями, всерьез опасаться заведения уголовного дела, лишения свободы, конфискации машины, на которой хотели вывезти «украденное». К счастью, удалось отделаться штрафом. А столбики так и остались лежать на опушке.

Успокоившись после происшедшего, Петра Петровича не оставляла мысль, что даже столбики в лесу могут принадлежать кому-то другому. Он не искал в этой истории виновных, голос совести упрекал его, как он решился взять то, что ему не принадлежит. Как он, честно трудившийся, решил использовать чужое в своих целях, и столько этим создал себе проблем. Он напоминает себе и читателям: «Неправедно приобретенным богатством не разбогатеешь», и что заповедь «Не укради» написана для всех.

Петр Петрович находит в себе мужество услышать именно совесть и признать ее главенство. Если бы он и дальше не хотел слушать совесть, то мог бы сетовать на что угодно и на кого угодно, но не видеть своей вины. Он находит мужество говорить о своем неправильном действии.

Пьеса «Купеческая дочь» по сюжету очень близка с известной сказкой «Аленький цветочек». И цветочек в ней есть. Только чудище стало в этой сказочной пьесе чудищем не просто так, а в результате целой череды плохих поступков. Княжеский сын видел, что после смерти купца его жена-вдова и дети живут бедно, ни о какой дани брать с нее и речи быть не может – у нее нечего брать. Но она своими руками в своем саду вырастила редкой красоты цветок. И был он в нелегкой жизни ее утешением. Очень захотелось княжескому сыну взять этот цветок себе. Он понимал, что для женщины то чудо-растение значит гораздо больше, чем для него, а все-таки настаивал, чтобы та продала его. Когда женщина отказалась продать, он силой забрал его, а саму вдову приказал слугам бить палками на глазах детей.

Голос совести в молодом человеке не молчал. Знал он в глубине своего сердца, что нельзя забирать у вдовы цветок, тем более нельзя отнимать силой. Но не хотел он совесть слушать, и его поступки становились все хуже. Совесть не молчала, и княжий сын мог еще покаяться, загладить содеянное, но не захотел этого делать, а предался гулянью. В состоянии опьянения он заснул, а проснулся уже не в человеческом образе. В таком обличии он оставался долго, пока не стала молиться за него купеческая дочь Анюта.

Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

В облике чудища княжеский сын не только хорошо к ней относился, но и честно рассказал ей о себе, о своих поступках, которые привели к потере им своего человеческого облика. Возвращение человеческого облика стало возможным, когда он раскаялся, научился относиться к другим людям по-доброму, когда оказался готов быть честным. И еще, человеческий вид не вернулся бы юноше, если б не возникло у него твердой мысли, что первым делом в «расколдованном» образе должна стать поездка к вдове, возвращение ей цветка, просьба к ней о прощении, а если она скончалось, то молитва за нее.

Владимир Малягин в художественной форме напоминает читателям: голос совести нужно слушать всегда, в большом и малом. Если же человек отмахнулся от этого голоса «в малом», необходимо это вовремя понять, чтобы не заглушить его и в крупном, не натворить чего-то такого, последствия чего могут быть очень тяжелы для всех. Рецепт один: если понимаешь, что не слушаешь свою совесть, поступаешь плохо, остановись, не усугубляй ситуацию, не делай еще хуже. Выход из этого – искренне покаяться, постараться загладить вину, исправить содеянное. Другого выхода нет. Упорствуя в ошибках, ситуацию не исправишь, а только усугубишь.

В своей жизни каждый человек убеждался в необходимости слушать совесть и поступать так, как она говорит. Когда люди, искушаемые властью и деньгами, впадают в разные «тяжкие» грехи, народ это видит и отворачивается от этого человека. Жизнь по неправде когда-то заканчивается, и ее совершитель отвечает перед Богом. Компромисс с совестью всегда заканчивался крахом и трагедией. В истории много этому примеров. А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов» написал: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

amp-next-page separator