Картина Репина «Россия»

Общество
5 августа исполняется 180 лет со дня рождения Ильи Репина. Ни у одного русского художника нет столько картин, вошедших в культурный код нации.

Пересчитывая их, легко ошибиться: «Бурлаки на Волге», «Царевна Софья Алексеевна», «Крестный ход в Курской губернии», «Отказ от исповеди», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», портреты Тургенева и Мусоргского.

У некоторых репинских шедевров — особая судьба. На знаменитую картину «Иван Грозный и сын его Иван» дважды набрасывались вандалы: в 1913 году и совсем недавно, в 2018-м. Скажете, не повезло? Отнюдь. Атаки вандалов — лишнее свидетельство того, что творчество Репина живо и по-прежнему волнует и тревожит. Бессмертная «Мона Лиза», к примеру, пережила шесть покушений и одно похищение. Потому что написана гением. Вон Шишкина же никто не рвет и не режет.

Репин — наше живописное все. Многие вживую никогда не видели его работ, но помнят их по репродукциям в школьных учебниках. Да что картины! Мы вспоминаем Илью Ефимовича даже в обыденной жизни. Услышав что-то неожиданное, всплескиваем руками: «Картина Репина «Не ждали»! В ситуациях комических вспоминаем другую идиому: «Картина Репина «Приплыли». Хотя на самом деле эту фривольнейшую сцену (в женскую купальню на реке вплывает заблудившаяся в тумане лодка с монахами) изобразил давно забытый художник Соловьев. Но народная молва приписала ее Репину — кому ж еще, кто на Руси художник?

Фото: public domain

Впрочем, окажись он автором этой картины, никто бы, наверное, не удивился. Ведь Илья Ефимович успешно работал едва ли не во всех жанрах. Писал исторические, религиозные, фольклорные картины, пейзажи и бытовые сцены. Один из лучших портретистов в истории отечественной живописи, он запечатлел для потомков образы десятков своих выдающихся современников. Целая галерея писателей, композиторов, ученых. А рядом — множество изображений обычных крестьян, которые столь же достоверны и глубоки.

Самое главное в репинских портретах — то, что художник никогда не льстит своей модели. «Беспощадно правдивый реализм… проявлялся в нем даже вопреки его первоначальным намерениям. Его кисть была правдивее его самого», — заметил как-то Корней Чуковский. Так же честно, ничего не приукрашивая, с исключительной точностью писал Репин все — будни и праздники, деревню и город, богатство и нищету, революционеров-народников и высших сановников империи. В результате получилась своеобразная художественная энциклопедия Родины. Картина Репина «Россия».

amp-next-page separator