Каждому врачу — по прокурору

Общество
Врачи говорят: историю болезни мы пишем для прокурора. Мол, оформлять ее надо так, чтобы комар носа не подточил. Но теперь эта легендарная фраза может обрести самый что ни на есть буквальный смысл.

Генпрокуратуре надо создать специальную структуру для защиты прав граждан в сфере охраны здоровья. Это предложение президент общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский направил генеральному прокурору РФ Игорю Краснову. Дескать, Министерство здравоохранения и подчиненный ему Росздравнадзор не занимаются защитой пациентов, у них совсем другие задачи. А значит, по мнению Саверского, «граждане находятся без защиты». Их жалобы «довольно часто» пересылаются в Росздравнадзор — то есть в заинтересованное ведомство.

Все, наверное, в курсе, какой сложный период переживает ныне отечественное здравоохранение. Главная проблема — острейшая нехватка врачей в государственном секторе. Специалисты бегут оттуда из-за диких перегрузок. А еще потому, что устали бояться жалоб в правоохранительные органы. Только в прошлом году возбуждено 2332 уголовных дела о врачебных ошибках (по сравнению с 2022 годом рост на 25 процентов). В Следственном комитете созданы специальные «медицинские» отделы. Также появилось множество юристов, которые специализируются на исках к лечебным учреждениям. Некоторые откровенно подстрекают неудовлетворенных лечением больных писать жалобы, обещая выбить деньги из «нерадивых» медиков.

Над практикующим врачом дамокловым мечом висит страх перед уголовным преследованием. Работать в таких условиях тяжело. А тем более принимать рискованные решения — впоследствии их могут посчитать ошибочными. Стоит ли осуждать доктора, который вообще не смотрит на пациента, скрупулезно оформляя историю болезни? Ту самую, которая «для прокурора». А что будет, если создать еще здравоохранную прокуратуру? Сам факт ее появления вызовет девятый вал новых, зачастую необоснованных жалоб, который обрушится на бедного врача. Сколько он сможет выдержать? Кстати, и органы прокуратуры сегодня работают с полным напряжением, им тоже придется непросто.

Фото: Андрей Любимов / АГН Москва

С тем же примерно успехом можно напридумывать много всяких специальных прокуратур. Например, прокуратуру для покупателей. Разве не актуально? На рынке полно некачественных товаров. Или по защите прав граждан в сфере образования. «Учитель математики не проконтролировала, понял ли я правила вычисления интегралов. В результате я не поступил в вуз, из-за чего испытываю тяжелые моральные страдания». А что? Готовое заявление в прокуратуру.

А теперь серьезно. Пациенты лечебных учреждений — не какая-то особенная порода людей, которая нуждается в сугубо индивидуальном подходе. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантирует Конституция. На практике права пациентов регулирует Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Неудовлетворенный лечением человек может обратиться в любой государственный орган.

Наверное, кому-то этого покажется мало, но в больницах и поликлиниках отношение к жалобам более чем серьезное. Проводятся внутренние проверки, провинившихся штрафуют. А создание здравоохранной прокуратуры переведет взаимоотношения врача и больного в чисто юридическую плоскость. В конце концов, что важнее: реальная помощь больному или безукоризненное оформление медицинской документации?

amp-next-page separator