/ Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

И стереотипом погоняется

Общество
«Ну и как в России дела с водкой?!», — «Вы знаете, не все русские ее пьют». «А правда, что в ваших СМИ сидят специальные люди из правительства?», — «Вы, простите, как это себе представляете?!». «А как часто на улицах подставляют нож к горлу?», — «Думаю, не чаще чем у вас». «И все-таки, как дела с водкой?», — «...Отлично!». К концу первой недели я сдался. Стал отвечать малознакомым американцам односложно.

***

Суд. Идет. Точнее судейская коллегия из собственно судьи, двух адвокатов и двух прокуроров выбирают потенциальных присяжных. Подсудимый, застреливший три года назад полицейского, здесь же, за общим столом. Мы с корреспондентом «Питтсбург Трибьюн» Адамом Брендольфом заходим в кабинет на цыпочках, стараясь не мешать процессии.

— Мистер Брендольф, будьте добры, представьте нам этого молодого человека, — обратился к репортеру судья Кевин Сасиноски.

Адам исполнил свою миссию.

— Так вы из России? — спросил служитель Фемиды уже меня.

— Да, — говорю, — Ваша честь.

— Если не затруднит, какую водку вы могли бы мне посоветовать?

— Честно говоря, Ваша честь, я не могу ответить на этот вопрос компетентно.

В этот момент смех окружающих сменился сосредоточенностью. Вошел очередной кандидат. Поговорив с ним минуты три и отпустив со словами благодарности, Сасиноски вновь переключился на меня.

— Так как насчет марки хорошей водки? — продолжал настаивать он.

— Не могу утверждать точно, но слышал, что... приятна многим.

— А что думаете по поводу польской?

— Без сомнения, русская лучше, — ответил я, осмелев окончательно.

От души похохотав, коллегия продолжила свою работу.

Позже судья объяснял, что его польские друзья предпочитают именно нашу «беленькую», а он не знает какую именно купить для ближайшей встречи.

— Конечно, я не думаю, что все русские пьют ее, — сказал он мне. — Но, вы знаете, предрассудки...

Не ошибусь, если скажу, что за последние пару недель про водку меня спрашивали раз сто.

***

Стереотипность мышления по отношению к России живет не только в умах тех, кто застал времена холодной войны. Куда более молодые американцы тоже не редко имеют довольно прямолинейное представление о нас. Конечно, зачастую это лишь повод пошутить, вроде как «эти крейзи рашанс» (англ. crazy russians -"чокнутые русские" - прим. ред.). Но в каждой шутке доля сами знаете чего.

На днях встречался со студентами питтсбургского университета. С теми, что учатся на журналистов. Они, естественно, спрашивали о свободе слова и Pussy Riot. Водка их интересовала меньше.

— Вы видели само выступление этой панк-группы? - спросил я.

— Нет.   

— А какие-нибудь другие акции с их участием?

Ничего в общем они не видели, ничего не знают. В курсе только, что «всех зажимают» и тд. Я, как мог, постарался донести до них обратную сторону медали. Слушали с интересом. Как будто новый мир для себя открывали.

***

Рассказывать подобные истории, произошедшие всего за несколько дней пребывания  в Штатах, устанешь. Между тем жирную точку, после которой я решительно отказался реагировать на подобные вопросы, поставил соотечественник. Допустим, зовут его Семен. Так вот он — Семен — покинул страну в конце 90-х. С тех пор периодически ее навещает, обращает внимание окружающих, как у них не сложилась жизнь, и возвращается обратно. В общем встретились мы с «допустим Семеном» вчера на «его» территории. Долго говорили. Во многом даже были согласны. Но в итоге...

— Вот, скажем, сейчас, — говорит Семен, — мы с тобой смотрим английскую премьер-лигу «в оригинале». То есть, понимаешь, все каналы здесь есть. Меня просто убивает то, что я не могу в России смотреть программы на английском языке!

— В смысле? — удивился я. — Тебе кто ерунду такую сказал?

— Ну я переключаю, там только русские.

— Пап, мы вообще-то платим за наше кабельное телевидение, — поддержала меня дочь Семена.

Его же искренне удивило, что оказывается и в России можно поставить «тарелку» с широчайшим набором международных программ. Повторюсь, искренне.

От редакции

Михаил Харламов по журналистскому обмену сейчас находится в США на стажировке в газете «Питтсбург Трибьюн» (штат Пенсильвания). Его американский коллега Пол де Ревере из газеты "Tallahassee Democrat" (штат Флорида) проходит стажировку в газете "Вечерняя Москва". Они обмениваются первыми впечатлениями о новом месте пребывания и работы на нашем сайте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Маленькая Клаудия, как и другие дети начальной школы, легко пересекает перекрестки без светофоров, их родители каждый вторник накрывают поляну на сотню гостей, а национальные флаги развеваются на протяжении всех основных и не очень магистралей США. Американцы не без минусов, но и не без существенных плюсов, - пишет Михаил Харламов в своей предыдущей колонке.

amp-next-page separator