Большая игра в легитимность
Прежде всего эта инициатива сопровождается заверениями, что все равно Москва на такой контакт не пойдет. И тем самым подтвердится любимый западный тезис о том, что Владимир Путин не хочет мира и не собирается с серьезными намерениями садиться за стол переговоров. Кроме того, делается попытка окончательно обнулить итоги встречи на Аляске двух президентов, воздействовать на переменчивого в суждениях и поступках Дональда Трампа. Но, пожалуй, сверхзадачей таких навязчивых маневров остается попытка не просто сохранить Владимира Зеленского в переговорном процессе и в большой политике, но решить проблемы с его уже год как нелегитимным статусом. Фактически с мая прошлого года, когда формально истек срок его президентского мандата.
В Москве ведь неоднократно заявляли, что вполне допускается участие Просроченного в самом процессе переговоров, но легитимность и законность его подписи под возможным финальным соглашением вызывает серьезные сомнения. Ведь ничто потом не помешает как представителям Украины, так и участникам коалиции ее поддержки отпереться от договора на основании, что, мол, документ подписан лицом, которое к тому моменту никакими реальными полномочиями не обладало. Минские соглашения, как известно, были подписаны вполне легитимными главами Германии и Франции, но и в том случае ничего не было выполнено. Что уж говорить о том, какие комбинации могут быть разыграны с участием полностью управляемого Зеленского.
Ведь даже тот же Дональд Трамп откровенно заговорил с Зеленским о необходимости проведения президентских выборов, отвергая его контраргументы о невозможности их организации в условиях военных действий.
Потому-то для многих в Европе сама встреча Зеленского с Владимиром Путиным — это прежде всего подтверждение Москвой его вполне законного статуса. Иначе как бы вообще такая встреча и переговоры допускались бы. Понятно, что наши политики действуют в такой ситуации предельно осмотрительно, не допуская того, что нашу страну обвинили бы в нежелании начать основную фазу переговоров.
Нам как бы предлагают шахматную вилку: согласиться на переговоры с Зеленским — значит потом не будет оснований доказывать его незаконность и отсутствие властных полномочий, а отказаться — означало бы дать повод Западу обвинять нас в нежелании прекращать военные действия. А такой поворот позволил бы и Дональда Трампа снова привлечь к участию в активной поддержке киевского режима. Пока наша сторона в лице помощника президента Юрия Ушакова предлагает повысить уровень нашего представительства на переговорах с украинской делегацией. В частности, видимо, вместо Владимира Мединского в тот же Стамбул для промежуточных встреч могли бы прилетать Сергей Лавров и тот же Юрий Ушаков. В конце концов, еще даже не было обсуждения меморандумов, приготовленных сторонами по итогам предыдущих переговоров. Москва не собирается перескакивать через этапы.