Когда минусов больше
Тогда много говорилось, что ВТО предоставляет платформу для участия в мировой торговой системе, основанной на правилах, а не на силе. Сейчас, когда Россия обложена санкциями со всех сторон, слушать такое особенно смешно. Например, говорилось, что членство в ВТО откроет возможности для российских экспортеров, особенно в металлургии, химической промышленности и энергетике. Но сегодня все эти отрасли как раз под санкциями. А что касается сырья, то на экспорт энергоносителей членство в ВТО не оказывало ни тогда, ни теперь никакого влияния.
Также говорилось, что ВТО предоставляет механизмы для разрешения торговых споров между странами-членами, что может быть полезно для России. Действительно, до начала СВО наша страна удачно участвовала в нескольких торговых спорах. Но сейчас все это уже в прошлом. Также в числе преимуществ членства в ВТО называли повышение конкурентоспособности российских предприятий за счет необходимости соответствовать международным стандартам. Это действительно произошло, но во многом за счет привлечения западных инвестиций и технологий, а также менеджмента. ВТО к этому не имела непосредственного отношения. Сделала ли ВТО Россию более привлекательной для иностранных инвесторов? Возможно, но эффект вычленить очень сложно, поскольку решающее значение имеют все же инвестиционный климат, уровень защиты частной собственности и борьба с коррупцией. Были в мировой практике опыты удачного развития и без членства в ВТО: скажем, Китай совершил свой экономический рывок именно в таких условиях.
Влияние членства РФ в ВТО нельзя назвать однозначным. С одной стороны, действительно возникли новые возможности для экспорта, с другой, усложнились условия для некоторых отечественных производителей. После 2014 года уже возросшие геополитические риски, а не членство в ВТО играют решающую роль. С приходом новой администрации США, когда Дональд Трамп стал направо и налево размахивать тарифной дубиной, значение ВТО и вовсе маргинализировалось. Китай, правда, грозился подать жалобу на Америку в специальный арбитражный орган ВТО. Однако и это толком невозможно: его работа уже несколько лет парализована, в том числе из-за противодействия Вашингтона. Так что правила мировой торговли, по сути, остались теми же, что сто лет назад: доминирует право сильного.