О наказаниях
Впрочем, все же неверно будет говорить, что только в наше время встречаются непорядочность, злоупотребления служебным положением, притеснения по каким-либо признакам или обман. Все это уже было с древнейших времен, с момента несправедливой расправы Каина над ничего не подозревающим родным братом Авелем (Быт. 4: 3-8).
Тут вспоминаются строки из псалма: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс. 36: 1-2).
То, что Бог не наказывает «злодеев» — это неправильная точка зрения. Душа человека вечна, и расплата за грехи последует после разлучения ее с телом, и для нее это будет тяжелейшим испытанием. Можно даже сказать, что те, кому Бог допускает пройти в этой жизни путь скорбей и болезней, находятся в лучшем положении, у них есть возможность исправления. Скорби и болезни Бог допускает до человека, чтобы он почувствовал свою немощь и греховность и мог сравнить свое состояние: больной и здоровый, грешный и чистый от греха. Тело само по себе не грешит, душа, забыв заповеди Господни, побуждает плоть ко греху. Возьмите тело усопшего, даже если он при жизни страдал пристрастием к вину, после смерти будет ли оно просить стопку? Нет. Душа будет страдать.
Наказание для человека в земной жизни — это не кара, а вразумление. Слово «наказание» происходит от «наказа» — вразумление. Как родители дают наказ своему ребенку что-то делать или не делать, так и Бог учит нас (дает наказ). Неслучайно в Библии сказано: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12: 6), т.е. вразумляет.
А тот, кто оказывается окончательно духовно оглохшим, ослепшим, кого невозможно вразумить и нет надежды на его спасение, — того Он уже не «бьет» и не «делает внушений». Это одна из причин, почему Бог, как нам представляется, никаким образом не трогает таких лютых грешников. Правда, добропорядочные люди, скорее всего, даже в кошмарных снах не могут себе представить, какие внутренние терзания и муки бывают у подобных злодеев. Тому много примеров, даже в нашей художественной литературе. Вспомните Родиона Раскольникова Ф. М. Достоевского. Это же настоящее умопомешательство и ад на земле — преследования совести убийцы.
В любом грехе существует некий порог, некая черта, «точка невозврата», как теперь говорят, после которой уже невозможно вернуться в обратное состояние. Можно привести физиологическую аналогию: отмирают клетки головного мозга и человек начинает болеть (болезнь Альцгеймера). Это ничем не вылечишь: в организме происходят необратимые процессы, дегенерация.
То же самое и с душой: может произойти настолько глубокое и коренное повреждение, что вернуться в предыдущее состояние становится невозможно. Это имеет отношение к любым порокам и страстям: гордыни, похоти, чревоугодия, злобы, сребролюбия и так далее. В любом грехе можно закоснеть настолько, что вернуться из него в обратное состояние будет крайне сложно.
С христианской точки зрения неправильно ждать наказания грешников. Мы должны проявлять к ним сострадание. По крайней мере, не ждать того, чтобы Бог их показательно покарал. Мы должны ожидать, чтобы Бог их вразумил и привел к покаянию. Нам не стоит предвкушать наказаний от Всевышнего Судии по аналогии с нашим человеческим чувством мести. Бог все-таки иначе смотрит на человека — не как мститель и каратель, а как Любящий Отец. Радоваться тому, что грешников накажут — это не по-христиански. Лучше помнить строки из того же псалма: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Пс. 36: 3). Или читать святых отцов Церкви, например старцев Оптинских, они об этом много писали и говорили. «Господь все видит, и все знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле. Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневлять Его благости, и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием в отношении пользы душевной и вечного нашего спасения» (прп. Амвросий Оптинский).