Чтение — залог будущего успеха
Что могу тут возразить? Есть разные книжки. Одна моя знакомая, кудрявая девушка не первой свежести по имени Лена, обожает читать. Но… читает она исключительно детективы в мягких обложках, написанные отчего-то всегда женщинами. Позиционирует себя как любительница криминальных сюжетов. Впрочем, к моему бескрайнему удивлению, она даже не слышала о Рексе Стауте! Просто глотает Кудряшка Ленка, как фастфуд, все эти созданные по шаблону и, вероятно, даже написанные искусственным интеллектом детективы-пустышки. А дети ходят по квартире на цыпочках: «Тсс, мама читает!». Лучше б тогда рилсы смотрела, в которых объясняется, как, допустим, убрать катышки на свитере.
Поэтому не надо причислять к тупым тех, кто смотрит рилсы, и к потенциальным умникам тех, кто выучился читать. Распознавать слова — это еще не значит понимать книги. Есть люди, и их не так много, которые читают по-настоящему. К одной прочитанной книге у них еще пара-тройка книжек вспомогательных, они что-то там выискивают, пояснения какие-то, подчеркивают важное, делают пометки карандашиком на полях, закладки делают. Таким читателем, например, был мой отец: в сохранившейся после него библиотеке в каждой книге лежат газетные вырезки. По теме, конечно. Эти книги были его друзьями и рабочим инструментом — одновременно. И уж конечно, он вряд ли стал бы залипать в короткие видосики, где котик вновь и вновь опускает лапку в аквариум с золотой рыбкой.
Но и на видосики тоже не нужно слишком яриться. Не было когда-то их — были примитивные телевизионные программы. А до программ кто-то просто пялился в окошко на голубей или соседей. Мозги-то у всех разные и потребности тоже. Беда в том, что, получая с юных лет в руки смартфон, потребитель легкого контента уже не захочет даже попробовать познакомиться с книжкой. Грубо говоря, профессором и книголюбом может стать не каждый, но каждому должен был предоставлен шанс выбрать между книгой и смартфоном. Нам в некоторой мере повезло — мы могли попробовать и то и другое, а уж кто что выбрал, как говорится, — по способностям. А нашим младенцам, значит, права выбора уже не предоставляется. Смотри свой цифровой фастфуд, лопай полной ложкой, а Барто с Маршаком побоку. А тут ведь так: не освоишь детские книжечки, считалочки, не полюбишь шуршать страницами — потом уже и не осилишь Чехова с Тургеневым.
Ученые утверждают, что даже статью длиной в страничку прочитать может не каждый. Нет концентрации внимания, глаз привык бежать от одной новости к другой, перескакивать с темы на тему. Один мой знакомый, студент-первокурсник, рассказал мне, что в восторге от фильма «Красное и черное» по Стендалю — тому, советскому, с Еременко в главной роли. Я страшно удивилась и спросила, не показалось ли ему затянутым?.. Потому что в годы моей, кхе-кхе, молодости мне показалось, что можно было бы снять покороче…. Он мне ответил, что смотрел фильм на перемотке! Они, молодые, все воспринимают на перемотке; и видосы, и аудиосообщения. Другой темп жизни. Хотя, откровенно говоря, я половину классики в школе прочитала, пролистывая «неинтересные» страницы; тоже своего рода перемотка. А перечитываю сейчас…. И стараюсь не пропустить ни слова.