Дональд Трамп: год у власти

В мире
Год назад республиканец Трамп выиграл президентские выборы у Камалы Харрис, несмотря на ее гомерический смех. Он пришел к власти при мощной поддержке сельскохозяйственного лобби и американского ВПК, интересы которых и предопределяют во многом основные тренды его политики.

Идеологический лозунг новой администрации — «Сделаем Америку вновь великой» — подразумевал сосредоточение на интересах исключительно США. Инструментом же выстраивания командой Трампа новых отношений с центрами мирового влияния стали открытое экономическое и политическое давление в стиле агрессивного бизнес-поведения: с резким подъемом ставок и постепенным компромиссом на американских условиях. Этим объясняются и угрозы присоединить Гренландию с Канадой, и требования повышения членами НАТО расходов на оборону до пяти процентов, что подразумевает рост закупок американских вооружений, и навязывание союзникам заокеанских энергоносителей не по рыночным ценам, и увеличение тарифов на европейский экспорт.

Собственно, именно с Европой тактика Трампа и принесла свои плоды. Европа теряет свою конкурентоспособность. Одновременно Трамп усилил безусловную поддержку Израиля, используя его в качестве инструмента для перекройки всего стратегически важного Ближнего Востока. Но достижение целей оказалось затруднено.

Фото: flickr/whitehouse

И поставило Трампа перед необходимостью военных ударов по Ирану. А новые азиатские центры силы, Китай и Индия, продемонстрировали, что поддержка собственной международной субъектности важнее сиюминутных экономических посулов США. К тому же для них американский рынок уже не выглядит столь же привлекательным.

Особая статья политики Трампа — отношения с Россией на фоне спровоцированного коллективным Западом украинского конфликта. Тут в полной мере проявилась тактика «качелей Трампа», постоянно меняющаяся позиция в рамках стратегической непредсказуемости. Потому четко сформулированные жизненные интересы России не находят адекватного отклика за океаном. А предложенные Россией варианты экономических проектов, сулящих прибыль и США, наталкиваются на непреодолимые пока идеологемы в политике США. Буксуют и наши усилия по возобновлению переговоров в сфере контроля над ядерным вооружением, что было основой нашего взаимопонимания даже в условиях холодной войны.

amp-next-page separator