Карабахский синдром

Политика
10 ноября исполняется ровно пять лет с того дня, как было заключено соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Тогда совместное заявление подписали президент России Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Были остановлены военные действия так называемой второй карабахской войны, в результате которой азербайджанские силы восстановили свой контроль над семью районами Нагорного Карабаха, включая город Шуша.

Примечательно, что до очередного кровавого обострения наш президент призывал Степанакерт и Ереван отдать несколько спорных районов, но, по его словам, услышал от собеседников: «Нет. Мы будем сражаться». Притом что после того возобновления военных действий территория, все еще контролировавшаяся властями непризнанной Нагорно-Карабахской республики (непризнанной даже Арменией), оказалась отрезанной от источников снабжения, фактически в полублокаде. Тогда при посредничестве Москвы удалось остановить очередную вспышку кровопролития. Была уточнена дислокация и нашего миротворческого контингента. На несколько лет ситуация оказалась стабилизированной, что давало возможность провести всесторонние переговоры при посредничестве Москвы, но тот же Пашинян стал активно ориентироваться на Париж. А Баку — на Анкару.

Фото: shutterstock

Но причины конфликта до конца не были устранены. И спустя фактически три года под предлогом проведения «антитеррористических мероприятий», что было очевидным нарушением соглашения от ноября 2020 года, Баку при поддержке Турции провел скоротечную военную операцию, подвергнув обстрелу и столицу непризнанной республики Степанакерт. В результате власти республики согласились вывести свои силы и тяжелую технику из региона.

Под прикрытием наших миротворцев Нагорный Карабах покинули и более ста тысяч проживавших там армян. Характерно, что на днях премьер-министр Армении Никол Пашинян, который всю вину за поражение упорно перекладывает на Россию и Организацию договора о коллективной безопасности, заявил о невозможности возвращения хотя бы части армянского населения в покинутые села, поскольку это «подорвет хрупкий мир».

К слову, мирный договор между Арменией и Азербайджаном до сих пор не подписан, несмотря на яркий перформанс, устроенный Дональдом Трампом в Вашингтоне для обоих лидеров. Даже у политики Пашиняна есть свои пределы.

amp-next-page separator