Рты марлей позатыканы

Общество
Заголовок этой колонки — строка из стихотворения Андрея Вознесенского. В нем описана жизнь москвичей, боящихся гонконгского гриппа.

«Не собирайтесь в сборища... Доказано, что спорящий / распространяет грипп». Поэт прав: чем горячее спор, тем дальше летит вирус! Столь же точны Владимир Высоцкий («Ширится, растет заболевание») и Иосиф Бродский («Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»). Все эти стихи написаны в 1968–1970 годах, во время пандемии зародившегося в Гонконге гриппа, унесшей несколько миллионов жизней. И когда сейчас мы слышим, что к нам снова пожаловал тот самый штамм вируса, становится немного неуютно.

Тем более что директор европейского бюро Всемирной организации здравоохранения Ханс Клюге заявил о перегруженности здравоохранения. В Испании число сраженных гриппом уже превысило показатели прошлой зимы. В 27 странах — высокая или очень высокая заболеваемость. И она продолжает расти, пика ждут лишь к Новому году. При этом 90 процентов подтвержденных лабораторно случаев приходится именно на гонконгский вирус. В нашей стране, по данным Роспотребнадзора, заболеваемость растет уже пятую неделю подряд. Эпидемический порог превышен в 21 российском городе, в том числе и в ближайших к Москве, Твери и Туле. Это требует принятия неотложных мер — например, введения карантина в детских учреждениях. Ходят даже слухи о вероятности повторения событий 1968 года.

Так что представляет собой эта зараза сегодня, способна ли она снова вызвать пандемию? Ответ на этот вопрос однозначный — пандемии гонконгского гриппа больше не будет. Слишком многие имеют к нему иммунитет, появившийся после болезни или вследствие прививки (в состав любой вакцины обязательно входят антигены вируса типа А). За полвека жизни среди людей некогда смертоносный штамм почти утратил свою способность заражать всех подряд. Он превратился в обычный, постоянно циркулирующий среди населения возбудитель сезонного гриппа. А его нынешняя активизация объясняется очередной мутацией (и даже не одной — вирусологи насчитали целых семь недавних мутаций). Но даже эти метаморфозы гонконгского вируса, которые специалисты называют генетическим дрейфом, не сделали его опаснее других штаммов. Это подтверждает статистика, фиксирующая относительно небольшое число госпитализированных больных — всего 1,8 процента.

Фото: Shutterstock

Врачи советуют: держите социальную дистанцию, носите маски, чаще мойте руки. Но главное, конечно, каждый год делайте прививку. Мы видим, какое значение имеет своевременная массовая вакцинация. В многомиллионной Москве наблюдается лишь сезонный подъем заболеваемости. И она уже начала снижаться. А вот там, где прививки делают немногие, распространение гонконгского гриппа вызывает тревогу. Например, в Латвии (привито только 7 процентов населения) или в Португалии (12). В России же вакцину получили 55 процентов граждан, и заболеваемость находится под контролем.

Да, выяснилось, что вирус так быстро мутировал, что использовавшаяся осенью вакцина не вполне соответствует актуальному штамму. Вакцину обновили под одну ветвь изменений, а вирус вдруг начал изменяться по другой, став более заразным. Поэтому даже после прививки можно всетаки подцепить гонконгский грипп, но в любом случае он будет протекать намного легче. Пока же, обращает внимание Роспотребнадзор, заболели лишь 0,004 процента вакцинированных. Не прививка — броня!

amp-next-page separator