Нужна ли новая пенсионная реформа?
Основания для опасений за стабильность пенсионной системы есть. И кроются они в отрицательной демографии. Число работающих на одного пенсионера падает. В идеале надо бы, чтобы соотношение было 4:1. Тогда можно говорить о стандарте пенсионного обеспечения, рекомендованном Международной организацией труда, — 40 процентов к зарплате данного человека. У нас сейчас едва выше 20 процентов.
После пенсионной реформы 2018 года это соотношение стало расти, но сейчас опять возникла угроза, что к началу 2040-х подступит опасный рубеж, когда один работающий будет обеспечивать одного пенсионера. Число пенсионеров у нас уже превышает 40,6 миллионов, из них работают лишь 7,35 миллионов, не работают (во всяком случае легально) 33,3 миллиона.
Пенсионный фонд глубоко дефицитен, финансирование текущих пенсий идет не только за счет средств СФР, но и путем трансфертов из федерального бюджета, которые составляют почти 44 процента. Так работает солидарная пенсионная система, когда взносы работающих направляются на выплаты пенсионерам.
Когда число работающих сокращается, взносов недостаточно для покрытия пенсионных обязательств. Дефицит покрывают трансферты. Так что, опять повышать пенсионный возраст? Это, мягко говоря, будет непопулярная мера.
У ряда экспертов родилась компромиссная идея: с одной стороны, стимулировать частные долгосрочные инвестиции (как в Америке и других западных странах), с другой — обеспечить базовый пенсионный доход.
Идея, на взгляд автора, интересная, но сырая. Слишком много вопросов. Каков будет размер «базового дохода» и как он будет зависеть от стажа и заработков?
Те же вопросы к распределительной части. Что касается «накопительной части», то чиновники так часто меняли тут правила игры, что отбили у многих охоту в нее играть. Теперь придумали долгосрочные инвестиционные счета в России (Индивидуальные инвестсчета нового типа, ИИС-3, запущены в 2024 году) с господдержкой до 36 000 рублей в год. Однако российский фондовый рынок сильно отличается от, скажем, американского, причем в худшую сторону. Он волатилен, высоко рискован, хотя люди постепенно в ИИС-3 потянулись.
А можно предложить иной вариант: финансировать пенсии напрямую из бюджета. Пенсионный возраст — убрать как рубежный. Когда человек не сможет работать, почувствовав, что проживет на пенсию, то пусть ее и оформляет. Дать возможность купить пенсионные баллы. А если ничего не делать, то нынешняя пенсионная система вконец обнищает.