/ Фото: «Вечерняя Москва»

Москва пишущая, но не читающая

Развлечения
Новость хорошая: книг сейчас выпускают на любой, самый изысканный, вкус. Ее подтвердила выставка «Книги России», прошедшая на ВВЦ. Новость плохая: читающая Москва ушла в прошлое. Это данность, которую остается только принять. Что, опять же, было отлично видно на той же книжной выставке.

Могли ли наши родители, бережно собирающие собрания сочинений классиков, передающие друг другу, как редчайшую ценность, перепечатанную на машинке «запрещенную» рукопись Солженицына или Бродского представить такое вот пиршество библиофила? Думаю, что нет. Я сама застала еще походы с «макулатурными карточками» и связками старых газет в специальные пункты – меня брал с собой отец – чтобы приобрести там томик Сентона-Томпсона или Бунина. У каждого «правильного» москвича был книжный шкаф и библиотека, в основном ассортимент книг был одинаков. Представляю, какой культурный шок испытали бы «советские» любители печатного слова, окажись они на книжной выставке в «те времена». Книжный рай – и только так. Классика. Женские романы. Биографии. Детективы. Литература для детей. Историческая. Переводная. Духовная. Фантастика. Поэзия. Раритетные издания. Художественные альбомы. Это только содержание. А форма?! Книжки в мягкой обложке и в переплете, книжки-малютки, размером с полпальца, и громадные фолианты, которые и поднять-то тяжело. Ходишь-бродишь по такой выставке, как будто под гипнозом, подходишь к разным прилавкам. Как их много. Горы книг. Продавцы завлекают по-всякому. Встречи с авторами и автограф-сессии, музыканты и танцоры (нижний брейк – слабо?), инсталляции и многое другое. И на фоне всего этого книжного пиршества – удивительно мало покупателей. Павильон не пуст. Просто каждый читатель – на вес золота. Его уговаривают, демонстрируют товар, а он, наш претенциозный читатель, листает странички и потом возвращает книгу обратно, на прилавок. И дело не в том, что она – дорогая. Цены тоже самые разные, есть и совсем демократичные. Дело в том, что для того, что сейчас богатство ассортимента довело покупку книги до процесса крайне сложного. У нас нет такой привычки: прочитать книгу и выбросить. Книга – это, все-таки, на десятилетия. Это свое место на полке, и без того уже забитой самой разной литературой. В голодные девяностые мы просто «пожирали» все напечатанное. Казалось – вот раздолье! Покупали самые безобразные образчики печатной продукции, и с грамматическими ошибками, и отвратительно склеенные. Это было похоже на то, как кидается голодный человек на еду, даже самую плохую. Что бывает потом? – он травится. И потом уже не хочет долго ничего, ни ананасов, ни икры.

Сейчас, конечно, последствия «отравления» прошли. Но «потреблять книжки» мы стали очень умеренно. Только то, что нужно. Чтобы не испортить фигуру… А может, пропала эта часть москвичей – читающая. Появилась другая: пишущая. Кто только сейчас не пишет, и воспоминания, и «уроки жизни», и книги из темы «я и великие»… «Чукча не читатель – чукча писатель». Мне удивительно другое. Сколько же сейчас издают. Неужели это выгодно с коммерческой точки зрения? Куда потом уходят нереализованные книги? Я повторюсь – это по-настоящему классные, уникальные издания.

А потом, как ветер, пронеслось по рядам: подарки от ЛДПР! Народ ломанулся туда, к стенду Владимира Вольфовича. Там раздавали яркие пакеты с подарками от партии, Жириновский раздавал автографы и интервью. Люди реально создали настоящую толпу. Просто праздник какой-то с «раздачей подарков».

А вообще, мое стороннее наблюдение – очень мало молодых. Может, перешли на книгу электронную? Много людей немолодых. Они продолжают пополнять свои библиотеки, но покупают мало. Смотрят, - да. Народу все равно маловато. Мы перестали быть «читающей нацией». 

Читайте также

Книжная ярмарка: «Вечерку» снова отрывают с руками

Вечером 17 марта завершилась 16-я Московская выставка-ярмарка «Книги России». «Вечерка» поставила яркую точку в ее работе: на главной сцене писатели, прозаики и переводчики презентовали свои книги. (читайте далее…)

amp-next-page separator