/ Фото: «Вечерняя Москва»

Почему ножик пышку победил

Общество
Все знают детскую считалку «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана: буду резать, буду бить – все равно тебе водить». Страшный текст. Уголовщина какая-то. Почему она в детском фольклоре? Когда появилась? Мало кто ответит.

До революции 1917 года считалка звучала по-другому: «Вышел месяц из тумана, вынул пышку из кармана: буду деточек кормить, а тебе, дружок, водить». А в 1941 году одно слово изменилось, стало: «Вышел немец из тумана…» и далее – снова про ножик.

Каждому времени – свои знаки. Появились после революции голодные беспризорники – и «ножик» появился в фольклоре, как отражение действительности. Началась война с Германией – и «немец» появился. Но странное дело – «пышка» по сей день так и не вернулась. Несколько лет опрашиваю сотни студентов, а они все – про ножик. И ни один – про пышку. Вроде бы и условия жизни иные, и хлеба вдоволь, а «ножик» живуч. Хотя в книжках для детей и воспитателей теперь все чаще печатают «пышка». Устная традиция оказалась сильнее печатного слова. Она десятилетиями укоренялась в общественном сознании, потому и осталась.

Сейчас боремся с курением. Это правильно, потому что курить вредно. Десять лет назад, собирая материал для статьи о курильщиках, я узнал, что в табачном дыме – до 4 000 химических веществ (по сей день изумляюсь, видя эту цифру), среди которых мышьяк и цианид, синильная кислота и формальдегид, никотин и углекислый газ, аммиак и сероводород; что  с каждой затяжкой в организм попадают свинец, хром, кадмий, полоний, висмут и прочие радиоактивные вещества; что за год курильщик получает облучение 500 рентген, а в среднем теряет около 15 лет жизни.

Выход – не курить вовсе. Нигде, никому и никогда. Но возможно ли это на основании одних только писаных законов? Помнится, так уже пытались бороться когда-то с винопитием, даже виноградники вырубили. Как будто указом, приказом или постановлением можно заставить человека моментально измениться: это все равно, что лето назначить и.о. зимы. Сомнительные результаты той «борьбы» видим сейчас.

К чему это я? Уж не против ли генеральной линии? Наоборот, даже «за». Думаю, что запрет курить в медицинских и учебных учреждениях, как и в ряде прочих мест, принесет частичную пользу. Но на одних запретах далеко не уехать. Может, часть тех средств, которые государство тратит сейчас на создание отрицательного образа курильщика, направить на одновременное создание положительного имиджа тех, кто бросил курить?

А еще лучше – и реально помочь, потому что для многих одного только желания бросить курить мало; зависимость, однако. Да, есть более ста способов ее лечения. Но не каждому по карману эти иглоукалывания и психологические тренинги. Вот и создало бы государство, заинтересованное в здоровье граждан, не только напечатанный на сигаретных пачках совет «обратитесь к врачу, чтобы бросить курить», а еще и сеть заведений, где такие врачи помогали бы не только рекомендацией принимать таблетки «Коррида», чай «Колдунок», отвар овса и жевательную резинку «Нитотинетте» (как это было в свое время со мной).

«Пышку» никто не запрещал; сама забылась, когда время предложило новые реалии. Если создадим их по отношению к курению (не только писаными запретами), глядишь, со временем и курение забудется. Дожить бы. 

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator