/ Фото: «Вечерняя Москва»

Коварные сказки

Общество
Детям в школе задали прочитать сказки. Девочка пошла в библиотеку. Ей дали книгу. Дома она стала читать и попросила маму пояснить, что это такое зайчик делает с лисичкой и почему в книге напечатаны слова, которые нельзя произносить. Мама пришла в ужас и от поведения наглого зайца, и от слов, и от существования такой книги.

Потом написала заявление в разные инстанции, включая прокуратуру. Насколько я понял, увидев этот сюжет в новостной программе, книгу из библиотеки изъяли. А в чем она, эта книга, виновата? «Русские заветные сказки», собранные А.Н. Афанасьевым, есть не только во многих библиотеках мира, но и в домашних – как памятник народного фольклора. Там много всяких-разных слов, выражений и положений, от которых покраснеет любой взрослый. В метро уж точно читать не станет.

Потому и напечатана она была не в серии «Сказки – детям», а в научном издании, предназначенном для специалистов: со вступительными статьями, комментариями, редакциями и вариантами. И грамотный библиотекарь видит это сразу. Но где его взять, грамотного? У нас ведь как принято считать: библиотекарь – это человек, который берет что-то с полки, дает это что-то читателю и заполняет формуляр. Тогда возникает естественный вопрос – этому надо учить пять лет? Нет, конечно. В институтах культуры и библиотечных колледжах (техникумах) изучают историю литературы, психологию, риторику, культуру речи, иностранные языки, библиографоведение, информационную культуру, маркетинг и менеджмент, читателеведение и т.д. Потом сдают госэкзамены, защищают дипломные работы. А потом – поиск работы.

Набираю в интернете «школьный библиотекарь». Вакансий много и рядом с каждой два слова: «нет отзывов». Наверное, потому нет, что указана зарплата – от 5 500 до 8 000 рублей. В месяц, естественно. Один раз промелькнуло 10 000. Пойдет девушка с хорошим образованием работать за такие деньги? Вопрос риторический. Ей выгоднее стать образованной женой и матерью. Или применить знание иностранного языка, документооборота и архивоведения в коммерческой фирме, где она будет получать больше, чем обучавший ее профессор. А в библиотеке по разным причинам, далеким от профессионального самоутверждения, станет работать кто-то, никогда не слышавший о типах и видах изданий, подделках и мистификациях, каноническом тексте и читательском адресе. Не говоря уже о творчестве А.Н. Афанасьева. Для нее сказка – она и есть сказка, что в литературной обработке, что в фольклорной записи.

Оказывается, мало выучить профессионала. Его надо еще и сберечь в профессии. Сейчас много говорят о нанотехнологиях, компьютеризации и т.д. Это правильно. Надо поддерживать тех, кто умеет работать со сложными машинами. Но все же на первом месте должны быть люди, умеющие работать с людьми. Тем более что они сами, по зову сердца, выбирали после школы эти профессии, обучались им, мечтали о миссии, о служении.

В конкретной ситуации всех жалко – и библиотекаря, и девочку, и ее маму, и А.Н. Афанасьева. Но если бы только их одних…

Коварный все-таки это жанр – русская фольклорная сказка.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator