Уходит все, кроме культуры народов
Я много езжу по миру, и мне есть с чем сравнивать. На мой взгляд, главная проблема российской культуры — советское наследие.
В Москве сейчас больше театров, чем во всей Европе. По прекрасной советской традиции практически все они получают деньги от государства.
В США не существует такого понятия, как министерство культуры вообще, нет и господдержки. Другое дело, что недовольные будут всегда, ведь денег много не бывает...
Нам, по-моему, не требуется кардинальных перемен и поворотов — когда вы становитесь хозяином дома, вы не ломаете его, а благоустраиваете. При этом — разбираетесь, что и где у вас находится, пригодится это или нет. Вот и в сфере культуры логично было бы провести инвентаризацию — за последние двадцать лет все круто изменилось. Вопрос: нужно ли во времена Интернета содержать библиотеки? Ответ найти непросто. Кто-то набросится на меня: мол, люди перестанут знать свою литературу. Но я думаю, бороться нужно за другие вещи. За экзамен по литературе, к примеру. На Совете по культуре при президенте РФ я поднимал этот вопрос — надеюсь, экзамен вернут...
Год культуры, объявленный главой государства, — некий символический образ, дающий понять, что власть пытается привлечь внимание к этим вопросам. Насколько успешно он пройдет — вопрос открытый.
Знаю, что специального бюджета не выделено, министерству придется обходиться тем, что есть.
Смысл существования любой нации — культура.
Что осталось от Древнего Рима, от Египта, страны фараонов? Колизей и Аппиева дорога, остались пирамиды, остался эпос. Все остальное время забирает. Я думаю, эта мысль также должна быть усвоена нами сегодня.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции