/ Фото: «Вечерняя Москва»

Убийственный перфекционизм

Общество
Ну вот и дождались. Говорили: у нас дети не такие, как в Америке. «Там» они стреляют в школах, а у нас – нет! Теперь хвастаться нечем.

«Здесь» тоже появился свой школьный стрелок. Страшно? – да, очень. Когда только услышала о происшествии в школе № 263 в Отрадном, сразу подумала: вот они, компьютерные игры и их страшные последствия. Когда жизнь человека обесценивается до уровня «пошел и убил». Когда стирается грань между виртуальным миром и реальностью. Все так.

Но «наш» малолетний убийца совершил свое преступление по совершенно особенным причинам. Из-за оценки. Хотел «пятерку», учитель поставил «четверку». Когда же борьба за хорошую оценку стала настолько непримиримой, что может стоить жизни человека?

Тихий домашний парень, замкнутый и молчаливый, претендент на «золотую» медаль. Полная семья. Отличные характеристики… Замечаете, - все с оценкой «отлично». И тут, вдруг, какая-то нелепая «четверка»… Которая вызывает гнев. Как кто-то посмел не поставить мне высший балл? Убить врага. Пусть знает…

Это, конечно, высокие, даже завышенные, амбиции. И еще – абсолютная безнаказанность. Дайте мне то, что я хочу – любой ценой. Перфекционизм очень опасное качество. С одной стороны, - чего же плохого в том, что человек хочет стать лучшим? Танцы и каратэ, фигурное катание и английский язык, лучшая школа, репетиторы, высокие баллы ЕГЭ…

Ребенок постоянно сдает тест на то, что он – лучший. Все нацеливает его на то, что к вершине надо идти во что бы то ни стало. По головам окружающих. Переступая через них. А если они мешают – устранить.

Я вспомнила одно родительское собрание, которое произошло несколько лет назад в классе моей дочери. Был у них один мальчик – яркий, интересный, очень живой, талантливый. В старших классах он стал просто третировать девчонок и более слабых мальчишек. Самоутверждаться за их счет. Толкал, обижал. Уже не по-детски. Очень по-взрослому… На собрание пришел его отец. Родители стали высказывать свои претензии и просьбы как-то подействовать на сына. И тогда папа, затравленно молчавший, неожиданно расправил плечи. Встал и гордо сказал прямо в лицо возмущенным родителям: «Я буду защищать своего сына во всех ситуациях! Он прав всегда просто потому, что он – мой сын».

Казалось бы, какая похвальная тенденция: быть со своим ребенком «в одном окопе». Но как может мальчишка оценить свои поступки, не обсуждая их в семье? Вернее, встречая одно только поощрение. Сколько сейчас таких родителей, которые втолковывают своим детушкам: вы – самые-самые! Самые лучшие, достойные всех благ мира. Другие дети, да и учителя, не стоят вашего мизинца… Уже с детства такие маленькие царьки считают, что в их власти казнить или миловать. Уж как захочется его величеству… И в любом случае можно побежать и спрятаться за спину своего родителя.

Мне жаль современных учителей. Современный школьник знает, что он – это полноправная личность с причитающимися ей правами. Про обязанности многие как-то то ли забывают, то ли просто не догадываются. Ученики, записывающие на диктофон своих учителей; делающие на них многочисленные «фотожабы»; угрожающие высокопоставленными родителями. Да, надо обладать, поистине, неизмеримым авторитетом и уверенностью в себе, чтобы управлять современными школьниками. Был ли таким учителем погибший географ Андрей Кириллов? Это уже неважно.

Важно другое: вседозволенность вышла за рамки простых «фотожаб».

Хочется сказать и о другом. О наказании. Сегодня, когда старшеклассник уже довольно взрослый для того, чтобы взять в руки отцовское оружие и отстрелить неугодных в воспитательных целях, он, согласно ювенальной юстиции, еще недостаточно взрослый для того, чтобы понести заслуженное наказание. Да и не только подростки-звери.

У заигравшихся деток имеются прекрасные образцы для подражания: заграничный Брейвик, пишущий сейчас мемуары в комфортабельной тюрьме; или наш отечественный «Битцевский маньяк», готовящийся сейчас к свадьбе в колонии «Полярная сова». У него, битцевского маньяка, огромная армия поклонниц. Одну из них он выбрал для того, чтобы заключить с ней брак… Она примеряет фату и радостно смеется: «У всех обычные мужчины, а у меня – необычный! Маньяк!» Такая вот, убийственная слава волочится кровавой мантией за всеми этими маньяками. Ведь жажда славы – частый спутник перфекционизма.

Ну, а наш словарь пополнился еще одним страшным западным словом. «Шутинг» в школе – массовый расстрел в местах скопления людей. Живых, не компьютерных. Тех, у кого в запасе нет еще «плюс одной» жизни.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Запретами выстрелы не остановишь

Колонка нашего обозревателя Георгий Бовт

Самая простая реакция на трагедию, произошедшую в московской школе №263, что-нибудь еще запретить и ужесточить. Рецептов о причинах произошедшего с ходу выписано изрядно. «Он насмотрелся американских сериалов». Запретить американские сериалы? «Он переиграл в компьютерные игры-стрелялки». Запретить компьютерные игры?

Ужесточить же, по мнению начавших нас срочно «лечить» «докторов» надо: охрану школ, систему контроля за оружием, в том числе, охотничьим, из которого стрелял ученик 10-го класса Гордеев.

Уже представляю себе толстые пачки циркуляров по всем школам, предписывающим и так засыпанным по уши бессмысленными отчетами директорам написать еще с десяток отчетов. Вижу и депутатов, нашедших очередной повод оттянуться на Америке, которая и тут во всем виновата (далее...).

История с географией

Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой

Страшное происшествие в школе в Отрадном всколыхнуло всю страну. Кажется: вот и до нас докатилось! Перестрелки в школе, когда ученик приходит с оружием и беспорядочно стреляет. Но не судите поверхностно.

Ведь как правило жертвы подобных "стрелков" - случайные, попавшие под горячую руку. А в данном случае был застрелен конкретный учитель географии Андрей Кириллов. Сергей Гордеев - один из лучших учеников в классе и в целой школе. Потенциальный "золотой" медалист. Мальчик, привыкший добиваться цели...

А тут цель - пятерка по географии - не давалась в руки. И у парня произошел эмоциональный срыв. Конфликт, который он, с подростковым максимализмом, решил так вот категорично. Даже, можно сказать, фатально...

Конечно, сразу кинулись осуждать Сергея Гордеева. Поступок совершенно ужасный, бесчеловечный, страшный.Но позвольте сказать пару слов в защиту подростка (далее...).

Страшный привет из Америки

Колонка нашего обозревателя Никиты Миронова

Ну вот, к «цивилизованному» миру мы стали еще ближе. Эта жуткая история, случившаяся в московской школе №263 – сугубо американская. Или уже тоже наша? Мне что-то не понравилось в учебном заведении – я взял винтовку и пошел наводить порядок.

Тут же вспоминается другой сумасшедший - бывший юрист аптечной сети «Ригла» Дмитрий Виноградов. В ноябре 2012 года он расстрелял семерых коллег. У парня несчастная любовь, а они, вроде как, хихикали. Ну и, опять же, он людей считал за «компост».

Взгляды убийцы-школьника еще неясны, но уже совершенно ясно, что людей он «за людей не держит». Не понравился учитель – убью. Я ж крутой (далее...).

amp-next-page separator