/ Фото: «Вечерняя Москва»

Недовложение души

Общество
Глупость тоже может сделать человека знаменитым. Депутат Петербургского заксобрания Елена Рахова произнесла одно слово («недоблокадники») и попала на страницы газет. Но я берусь защитить бедную девушку от всеобщего гнева. Скажите, вы испытываете ненависть и брезгливость к Пятнице, который до встречи с Робинзоном Крузо, имел привычку кушать людей?

Наверно нет. У него есть смягчающее обстоятельство: он просто не знал, что это не гуманно. Вот и депутат Рахова – тоже просто не знала.

И давайте посмотрим, при каких обстоятельствах она произнесла это слово. Накануне 70-летия (обратите внимание на цифру) освобождения Ленинграда от блокады депутаты петербургского заксобрания решили сделать роскошный подарок всем ветеранам, жившим в городе во время блокады, - выплатить им по три тысячи рублей. Сумма круглая как дата….

Если это обстоятельство не оскорбляет наши чувства, то добавлю: по федеральному закону (а это наша страна и мы отвечаем за эти законы) блокадником может называться только тот, кто прожил в осажденном городе «не менее четырех месяцев».

Остальные – не считаются, поскольку положенных за это звание льгот на всех не хватало. И вот в канун 70-летия (напомню эту дату) снятия блокады - решили выдать по три тысячи рублей(!) - ВСЕМ.

Депутаты в двух чтениях одобрили идею разовой выплаты. Но к третьему чтению было обнаружено, что денег в бюджете города на ВСЕХ – не хватает. И тогда парламентарии опять вернулись к знакомой черте, и… выкинули из списка всех тех, кто прожил в блокадном городе менее четырех месяцев.

И вот, объясняя ситуацию на телевидении, Елена Рахова и допустила роковую ошибку, произнеся слово «недоблокадники». Но сама процедура и объем поощрения за «проживание» в блокадном Ленинграде – не оскорбительна? И разве решение Германии о выплате единовременного пособия евреям-блокадникам (сравните, кстати сумму - 2556 евро), но проживающим на Западе, не есть ли формальное деление на блокадников и недоблокадников?

Но главная проблема в этой истории, все же, отношение к нашему непредсказуемому прошлому. У нас герои постоянно и странным образом меняются. Сегодня мы славим революционеров, завтра причисляем к лику святых Николая II. Мы рукоплескали Петьке и Анке, строчившим из пулемета по белогвардейцам, а теперь возвеличиваем того самого Владимира Оскаровича Каппеля, чью психическую атаку отражали Анка, Петька и Чапай.

История - это то, что с нами случится. И память - это, безусловно, нравственная категория. Кто помнит, как умер герой русского народа Поддубный. Он умер в годы войны. Семидесятилетний старик, выпрашивал в горсовете двести граммов хлеба вдобавок к пайку, «потому что пятисот грамм ему никак не хватает». Не дождался.

История, как ветреная девушка, всегда ложится под мораль правящей системы. А одна система сменяет другую, а как быть с памятью людей, не умеющих шарахаться из стороны в сторону? Так кто для нас главнее - Ленин - лежащий на главной площади страны, или царь, похороненный в Питере? Каждый из них смертельно оскорбляет чью-то память…

У страны, хотите или нет, обязано быть официальное прошлое. И если его нет, то общество непременно расколется на блокадников и недоблокадников, на прежних героев и нынешних, на… Деление это бесконечно, как варианты нашей истории.

Много лет мы уже повторяем – надо срочно идти в наше прошлое и разминировать сознание. Да, взгляды на историю могут меняться, но мы, в конце концов, должны договориться о собственном прошлом. Причем, не используя диктатуру большинства.

Поэтому нам надо не молчать, а говорить. Не вводить запреты, а спорить. Выяснять. Доказывать. Это наша история и наше будущее.

…А что касается депутата Раховой, то Бог ей судья. Как, впрочем, и товарищи по заксобранию. Она принесла свои извинения за то, что «в одной из телепередач назвала «недоблокадниками» тех, кто прожил в блокадном Ленинграде менее 120 дней и не имеют права на льготы». И добавила, что термин «недоблокадники» употребляется с 1980-х годов. Это, конечно, почти полное оправдание депутата.

«Но это, безусловно, - добавила она, - не снимает его негативной смысловой нагрузки. Приношу свои искренние извинения всем, кого затронуло употреблённое мною выражение».

А ведь ее это не затронуло вовсе.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

У переживших блокаду Ленинграда на вопрос - "Нужно ли было оставить город немцам?" - только один ответ: "Нет!"

В начале недели несколько писем от ветеранов, переживших блокаду Ленинграда, были направлены в суд. Это ответ журналистам, которые своим необдуманным вопросом оскорбили чувства мужественных жителей осажденного города.

Напомним, что недавнее празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда было омрачено скандалом, развернувшимся вокруг одного столичного телеканала. Стоило ли так упорствовать, может, надо было сразу сдать город?

В стране, в которой народ, превозмогая боль и страх, не встал на колени перед фашистскими захватчиками ради нашего будущего, задаваться подобным вопросом, по меньшей мере, странно. Не правда ли? Оттого так страшен даже не столько профессиональный цинизм, сколько общественная реакция. В блогосфере до сих пор появляются посты, авторы которых с пеной у рта оспаривают российский патриотизм и подвергают сомнению героизм и подвиг блокадников. Хорошо, наверное, сидя в уюте и тепле, рассуждать о том, чего не видел и не пережил сам. (читайте далее..)

amp-next-page separator