Тайны Прощеного воскресенья
В храмах этим воскресным вечером прозвучат особые молитвы и будет совершен специальный чин прощения. Но и далеко не самые церковные люди уже с утра начнут обзванивать друг друга, чтобы попросить прощения и простить. Традиция стала достаточно популярной. Только происхождение ее и смысл не так уж широко известны, а в чем-то и таинственны. Во всяком случае, один известный современный проповедник загадал мне недавно о Прощеном воскресенье такую загадку, на которую, по его словам, мало кто способен сегодня ответить правильно.
— Так ли уж всех надо прощать в этот день? — спросил он и еще уточнил: — А вот кого точно прощать нельзя ни при каких обстоятельствах, особенно в Прощеное воскресенье?
Пока размышляем над разгадкой, можно вспомнить об истории этой христианской традиции. Установлена она во исполнение заповеди Христа о том, что, прежде чем приносить жертву Богу, надо обязательно примириться с братом. И еще как излагает слова Христа апостол Матфей: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Эти евангельские строки обязательно читают в храмах на богослужении в день Прощеного воскресенья. А установился чин прощения в древние христианские времена, когда монахи в Египте и Палестине на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Кроме всего прочего, это тогда было сопряжено с немалым риском для жизни. И на всякий случай они прощались друг с другом навсегда. А это означало для них, согласно Христовой заповеди, и обязательное примирение, и взаимное прощение.
Времена изменились. Но смысл Великого поста как очень непростого и очистительного для души путешествия остался. И вступать на этот путь нужно так же, как это делали монахи-пустынники. Но с тех времен остается и сопутствующая проблема. Как сделать прощение искренним? Как простить человека по-настоящему, если нанесенная им обида продолжает царапать? Сейчас, когда церковный чин стал светской традицией, эта проблема еще значимей. «Прости-прощаю» по телефону часто звучат как ритуальные слова, за которыми не так много чувств. Но где же эти чувства взять? Как научиться прощать? Монахи-пустынники ответ на такие вопросы знали.
И вот тут оказывается, что ответ тот же самый, что и на загадку проповедника о Прощеном воскресенье. Звучит разгадка каждый день на богослужениях в храмах в первые дни Великого поста. Это слова из знаменитой молитвы Ефрема Сирина, которую даже Пушкин переводил.
«Даруй ми зрети моя прегрешения, — говорится в этой молитве, — и не осуждати брата моего».
Видеть свои грехи и не судить другого. Тут и рецепт, и разгадка.
— Есть только один способ от всей души простить любую обиду — найти причину этой обиды в самом себе, а не в другом, — сказал проповедник. — И есть только один человек, которого тебе не надо прощать ни при каких обстоятельствах — это ты сам.
Кому-то такой рецепт покажется парадоксальным, но христианство вообще парадоксально, потому и верно. Дело ведь не в том, чтобы казнить себя и погружаться в уныние. Как раз наоборот — этот путь ведет к очищению и освобождению. Когда человек находит причины проблем и обид в себе, ему с ними легче справиться. Переделать себя нелегко. Но легче, чем пытаться переделывать другого. А Великий пост, идущий за Прощеным воскресеньем, для того и предназначен, чтобы совершенствовать себя, улучшать жизнь и для себя, и для окружающих. Многие проблемы при этом сами собой отпадают или становятся несущественными.
И еще раз очень точно сказал об этом архимандрит Тихон (Шевкунов):
— В этом для нас глубокий и таинственный смысл Великого поста — простить других и не прощать себя. Даже если Сам Господь простил нас. Для нас, грешников, живущих на земле, именно такая мысль, такое расположение духа — и правильно, и справедливо, и полезно.