/ Фото: «Вечерняя Москва»

«Дубровский» и Козловский

Развлечения
Странно, но в выходной день на одном из первых сеансов «Дубровского» в зале было всего-то человек десять. Небогато, особенно если учесть, что на «300 спартанцев: расцвет империи» народ валом валил. Плохой признак.

Не ожидала от этой экранизации никаких откровений. Больше всего боялась, что это будет фильм с условным названием «Козловский» - в главной роли фронтмен современного кинематографа, красавчик Данила Козловский. Но никакого самолюбования основного персонажа не случилось.

Полная адекватность, надрыв, хорошая игра, более того – фильм держит в напряжении, хоть сюжет и известен со школьной поры.

[OBJ=Дубровский - Русский трейлер]

Часто сегодняшние перепевки классики грешат тем, что сценаристы меняют сюжет по своему желанию. Обычно – появляется отвратительный голливудский хэппи-энд, ничем абсолютно не мотивированный, кроме желания «сделать зрителю приятно». Эти фильмецы (не могу их назвать по-другому) любят показывать в выходной прайм-тайм.

Названий фильмов я не знаю – на них обычно натыкаешься, бездумно щелкая пультом, и вдруг узнаешь «литературную» фамилию или какой-нибудь диалог, скажем, из Островского… Классика, перенесенная на современную почву – смотрится, как правило, отвратительно. Фаст-фуд, завернутый в страницу, вырванную из фолианта ручной работы. Кстати, по названию такого фильма никогда не узнаешь, что это наша классика.

Не помню названий, да, впрочем, это и неважно. Так, была пошлейшая вариация «Анны Карениной» с Евгенией Добровольской в роли мятежной жены. Под поезд она в финале вполне узнаваемого сюжета не бросилась. Осталась жить и радоваться. Или «Бесприданница» с Мариной Александровой – Карандышев стрелял, но не в Ларису Огудалову; убил, отсидел, а она, Лариса, в черных очках на шикарной иномарке приехала его встретить после тюрьмы. «Переосмыслена» и купринская «Олеся», и многое другое… Такое «соавторство» современных сценаристов-режиссеров с классикой меня просто деморализует. Вот и у «Дубровского» боялась совсем не пушкинского хэппи-энда.

Но была приятно удивлена. Фильм удивительным образом сочетает до боли знакомые нам реалии новорусского беспредела, вседозволенности «право имеющих» и крайнего бесправия «маленького человечка». Данила хорош! В нем есть и трепетность, и переживательность, и какая-то удивительная правда человека, загнанного в угол. «Белый воротничок» с прекрасным образованием, оказавшийся один на один с взяточничеством и силой чужого бабла. Хорош и Троекуров (Юрий Цурило) – типичный самодур с деньгами, правящий крылышки ангелочков Путти в богатой росписи парадного зала коттеджа. У него тоже – своя правда, и афганское братство, и мрачная, подавляющая любовь к единственной дочери. Маша Троекурова (Клавдия Коршунова) совсем не русский типаж. Но, может, так и надо – субтильная брюнетка, ироничная и печальная, она несет образ воспитанницы английского колледжа и мечтает уехать из этой печальной и непонятной России.

Есть определенная НТВшная натяжка (новости из Кистеневки передают по каналу НТВ) – какая-то кровожадность «простого русского мужика», запредельная и непонятная. «В России не бывает без крови», - несколько раз повторяет один из персонажей. Прекрасная операторская работа: среднерусский пейзаж, излучина реки, сосны, занесенные снегом, и неяркая зимняя картинка. Экскаваторы сносят «ненужную» деревню, пляшут до упаду цыгане, гости упиваются в хлам; с шумом падают спиленные вековые деревья. Машу уносит свадебный кортеж, и встречный ветер приносит на стекло крошечную капельку крови: это гибнут «люди Дубровского», порезанные ОМОНом в заснеженном лесу. Никто не спасется, и не надейтесь. Никакого хэппи-энда. Он просто невозможен в русской классике…

Только мальчик-дурачок с вечным плеером в ушах останется, он бессмысленно глядит на открытый чемоданчик с еврокупюрами: цветные бумажки разлетаются по снегу. Он не знает их ценность. Для него они – просто бумажки…

Да Владимир Дубровский, в белой окровавленной рубашке, смотрит вслед удаляющимся лимузинам. Конец открытый, как и у Пушкина. Ведь «Дубровский» - вещь неоконченная. Куда поедет Владимир? На Запад? Или будет строить «новые порядки» здесь, на родине? Все-таки Пушкин – гений. Иначе как может столь современно смотреться сюжет двухсотлетней давности?

Вот только обидно, что Александр Сергеевич ну никак не фигурирует в титрах. В начале фильма написано: автор идеи – Константин Чернозатонский. И ни слова про Пушкина. Хотя – и так все знают…

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator