/ Фото: «Вечерняя Москва»

Первомай навсегда

Общество
Еще недавно этот день называли Днем международной солидарности трудящихся. Несколько пафосное, выспренное название в ушедшем в историю СССР было сокращено народом до праздника мира и труда. И на Первомай колонны демонстрантов украшали кумачовые транспаранты с простыми и важными словами "Мир", "Труд", "Май".

Май остался неизменен. Содержание и значимость других символов Первомая изменилось, но в каком-то смысле воспринимается даже острее, чем раньше.Думаю, в понимании многих наших современников никакого праздника в труде нет и быть не может. Ну какой праздник в пахоте? Но с другой стороны, наличие работы в рыночных условиях капитализма – это больше, чем радость. А про мир и говорить нечего. Если он есть – значит, будет и все остальное. Мир проще не стал.

Но у меня к Первомаю осталось прежнее отношение. Наверное, потому, что вспоминается прошлое. Оно сейчас кажется наивным и трогательным – иногда до слез, иногда - до смешного.

Тогда, на Первомай, моему отцу со товарищи вменялось в обязанность выходить на демонстрацию. Если честно, он этого не очень хотел, но за это давали отгул, и папа шел. А потом с теми же друзьями у них как-то само собой получалось, что отмечали "это дело" непременно рюмочкой, и разбивали пикник аккурат под одной из складных букв слова МИР, если точно - под "И". И пока колонна демонстрантов двигалась к Кремлю, сотоварищи тихонько выпивали за мир, труд и май под складным транспарантом. Праздник же…

Это было непривычно. Я, дитя, напрягалась, конечно: неужто папа не любит работать? Но он просто был молод и весел. И то, как он любил свою работу, стало ясно лишь потом, когда его любимая геологоразведка начала рушиться, и он остался без нее. Закончилась она - закончился и он. Морально. И наши Первомаи стали очень грустными. Я помню его глаза...

Ценность мира мне, представительнице поколения, зависшего между Афганом и Чечней, стала остро ясна в 1997-м. Я просто встретила старинного знакомого. Помня, что он всегда здоровался за руку - даже с женщинами, я радостно протянула ему руку, не заметив пустого рукава. Он протянул мне в ответ левую руку: "Чечня забрала".

...Наверное, надо прожить немало, чтобы остро понимать, как на самом деле важны для каждого труд и мир, Только май самоценен без пояснений: плещет в лицо солнцем, зеленеет листвой, алеет тюльпанами.

Пусть они будут у нас - эти слова. Без лозунгов и транспарантов. Но - в душе. Потому что даже без одного из них жизнь теряет часть смысла. А может быть, и весь смысл...

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator