Диакон отец Сергий / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Петров пост

Общество
Русская Церковь вступила в Петровский пост, установленный в память о трудах и подвигах Евангельской проповеди апостолов Петра и Павла.

После принятия Святого Духа апостолы, согласно церковному преданию, приготовили себя к предстоящей проповеди постом и молитвой, что стало основанием для учреждения данного поста. Апостольские труды последовали после Пятидесятницы, давшей им Божественную благодать Святого Духа, что исторически обусловило его первое название - пост, который мы теперь называем Петровым, ранее называли «постом Пятидесятницы».

По некоторым данным, введение этого поста в церковный календарь относится к IV cтолетию. Впервые о нем упоминается в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского (III век): "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти". С IV века свидетельства о посте в аналогичный период церковного года становятся более распространенными: о нём говорят такие известные архипастыри того времени, как святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский. Окончательно апостольский пост вошел в церковный обиход после постройки храмов во имя Петра и Павла в Константинополе и Риме. Освящение константинопольского храма состоялось 12 июля (ранее 337 года), что определило дату окончания поста.

Петров пост начинается после окончания сплошной седмицы, начинающейся с Духова дня, и завершается на память Петра и Павла 12 июля. В зависимости от наступления Пасхи настоящий пост продолжается от восьми до сорока двух дней.

В течение этих постных дней допускается весьма разнообразная трапеза. Опуская естественный запрет на пищу животного происхождения, отметим следующее. В понедельник, среду и пятницу пища без масла; во вторник, четверг - блюда с растительным маслом; в субботу и воскресение на трапезе рыба. Если на вторник и четверг придется память чтимых святых (полиелей или бдение), то разрешается рыба. День Петра и Павла не является постным в том случае, если он случится в среду и пятницу (уставом благословляется рыба).

Порядок и смысл поста в отношении пищи необходимо прокомментировать. Отказ от пищи не является самоценностью, пост – не диета. Следует понимать, что постный подвиг только ради Христа и необходимости спасения души. Пост прежде всего несёт духовные плоды, поэтому Церковь не требует слепого повиновения, а призывает к телесному воздержанию. Снисходя к человеческой природе, Церковь послабляет пост в пище для беременных женщин, а также людей, имеющих противопоказания по заболеваниям. По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

 

amp-next-page separator