Зосима и Савватий
Любопытно, что, как можно предположить, при земной жизни они не знали друг друга и даже не встречались, однако Церковь совершает праздничное Богослужение в честь совместной памяти северных подвижников.
Годы жизни Преподобных относятся к ХV столетию. Преподобный Савватий принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и нес земные труды здесь под руководством преподобного Кирилла Белозерского. Стремясь к уединению, со временем Савватий перешел в более удаленный от людей и известный особенной строгостью устава Валаамский монастырь.
Снискав человеческую славу, Преподобный решил удалиться ещё дальше от людей, на безлюдный беломорский Соловецкий архипелаг. По дороге в этот даже по меркам средневековой Руси удаленный уголок нашей страны, он встретил другого известного северного подвижника Германа Соловецкого, сопровождавшего его до архипелага. Преподобные Герман и Савватий достигли Соловков около 1429 года. О их дальнейшей жизни известны только высокие монашеские подвиги. Отец Савватий нес крест свой на этом суровом месте еще шесть лет, после чего мирно отошел ко Господу. Житие повествует о чрезвычайном благоухании его кельи после кончины.
Через год после смерти преподобного Савватия на Соловки прибыл преподобный Зосима, ставший фактически основателем Соловецкого монастыря. И о жизни отца Зосимы известно совсем немного. Вместе с тем, мы знаем, что монашество он принял в миру.
Жизнь Зосимы изменила встреча с преподобным Германом Соловецким. Узнав о далеком «монашеском» острове, он принял решение уйти на Соловки с возвращавшимся туда о. Германом. Вскоре Преподобные с небольшой собравшейся братией построили церковь, освященную в честь Преображения Господня (память этого двунадесятого праздника совершается 19 августа).
Первым настоятелем монастыря стал преподобный Зосима. Богатые духовные дарования, ниспосланные Богом о. Зосиме, привлекали множество будущих пустынно-монахов. Увеличение числа братии стало причиной расширения монастыря и постройки новых церквей.
Со временем братия решила перенести мощи отца Савватия в монастырь. Принеся их в обитель и совершив их погребение, братия поставила над могилой подвижника надгробную часовню. Известно, что перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудесами и исцелениями. Позднейшие летописи относят это событие к 60-70-м годам ХV века.
Предвидя кончину, преподобный Зосима сделал для себя гроб и поставил его в сенях кельи, ежедневно сокрушаясь над ним о своих грехах. Примечательно, что отец Зосима был погребен в могиле, которую сам выкопал при жизни.
Начало почитания преподобного Савватия традиционно относят ко времени перенесения его мощей в Соловецкую обитель, преподобного Зосимы – непосредственно после кончины. Первоначально Преподобных чтили только в Поморском крае, но со временем о северных подвижниках узнали по всей Руси. Решение о совместной канонизации святых было принято на соборе Русской Церкви 1547 года. Современным подтверждением их святости и непосредственно этого факта служат освященные в их честь храмы в Троице-Сергиевой лавре, одноименное подворье в Москве и церковь в Гольянове.
Церковная память Преподобных совершается в соборах Соловецких, Карельских и Новгородских святых.