Рецепт счастья от Алферова

Общество
15 марта исполняется 85 лет единственному ныне здравствующему российскому лауреату Нобелевской премии Жоресу Алферову.

Будущий ученый родился в семье гусара, который на фронтах Первой мировой получил два Георгиевских креста, в 1917 стал большевиком и командовал кавалерийским полком. А потом – хозяйственная работа, на которой бывший гусар дорос до директора фабрики по производству пороха.

Сыновей он назвал в соответствии с идейными убеждениями – Маркс и Жорес. Старший брат погиб в 1944 году на Украине, похоронен в братской могиле в деревне Хильки. Жорес Иванович рассказывает, что до 2013 года в День Победы всегда ездил на могилу, вся деревня выносила столы, устраивались общие поминки.

Однажды он привез в Хильки Нобелевского лауреата Дэвида Корнберга, своего сопредседателя по «Сколково». Американец сказал: «Вы же один народ. Как вас можно разделить?». Видимо, безнравственность политики неподвластна даже самым светлым умам из мира науки.

Нобелевская премия была присуждена Жоресу Алферову на рубеже веков – в 2000 году. Некоторые высшие премии, как говорил другой лауреат Виталий Гинзбург, можно бы не присуждать. Вклад Алферова сомнений не вызывает.

Премия присуждена за развитие полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Работы Алферова быстро привели к появлению лазерных иголок и компакт-дисков, а также к революции в оптоэлектронике, что в итоге позволило сделать качественный рывок в информационных технологиях. Были заложены основы принципиально новой электроники с очень широким диапазоном, получившей название "зонная инженерия". 

Мы не раз говорили с Жоресом Ивановичем, и я могу сделать вывод, что он отчетливо понимает выдающееся значение своих работ, которые во многом определили лицо цивилизации. Иногда мне кажется, что бурная общественная деятельность Алферова  – результат отчетливого понимания роли науки в современном мире, а также личной ответственности за состояние российской науки. Академик Алферов не устает повторять, что будущее цивилизации и каждой страны определяется развитием науки.

В запальчивости ученый может договориться до парадоксов: «Сегодня младший научный сотрудник важнее любого президента. Потому что президент определяет будущее одной страны, а младший научный сотрудник исследует законы Природы и стоит рядом с Богом».

Необходимо сказать, что Алферов, который вступил в КПСС полвека назад, является убежденным атеистом, что по нынешним временам не просто редкость, а почти отвага. Неоднократно Алферов выступал против клерикализации общества и, в частности, против преподавания в школах основ православной культуры. Впрочем, это не мешает ученому, как он говорит, по-доброму и по-простому относиться к РПЦ.

Академик Алферов – бессменный депутат советского и российского парламента с 1989 года, и он, несомненно, один из наших самых ярких политиков. Главная проблема, из-за которой Нобелевский лауреат не устает бить в колокола, - невостребованность российской науки.

«Власть начинает обращать внимание на науку, когда чувствует, что наука ей нужна, - говорил недавно академик Алферов. – Так было во время войны, Атомного проекта, «холодной» войны. Потом мы расслабились, решили, что чужим умом проживем, но быстро выяснилось, что это невозможно».

Недавно я спросил у Жореса Алферова, можно ли сделать мир счастливым? Ответ последовал незамедлительно: «Мир будет счастлив, когда в нем останутся только три профессии  - врач, учитель, инженер».

amp-next-page separator