/ Фото: «Вечерняя Москва»

Вопрос, на который нет простого ответа

Общество
С годами вид пары в возрасте, что идет по улице, трогательно держась за руки, стала вызывать у меня какой-то переворот в душе: начинает предательски щипать в глазах и… Ну да, наверное, это и есть зависть. Та, что в народе называют белой…

Нет ничего плохого в том, что ты по-белому завидуешь тому, что не получилось у тебя самой. К тому же чувство это замешано на искреннем восхищении, которое неизменно сопровождает понимание, что кто-то умеет что-то значительно лучше тебя.

У таких пар, которые называют золотыми, обычно пытаются спросить — в чем ваш секрет. А мне всегда кажется — ну как же они могут ответить... Как расскажешь в двух словах о том, на что положены годы? Как перечислишь все случившееся за жизнь — все радости и горести, все извне преходящие испытания. Но один из секретов долголетия таких пар, думаю, кроется в разном подходе именно к испытаниям. Ведь как к ним можно относиться? Можно сказать, основываясь на своем «я» — «я справлюсь». Можно взять за основу другое «я», и сказать — «ты справишься».

А можно все строить исключительно на местоимении «мы». «Мы справимся. Только вдвоем. Рука об руку».

Вот — Александровы. Две фотографии — точно отзеркаленные, так похожи... Но между ними — не годы уже, десятилетия. Сколько было за это время вместе прожито и пережито, сколько раз случались переезды из города в город — семьи военных судьба испытывает на прочность по-особенному. Но, как и 55 лет назад, они и сегодня смотрят в объектив фотоаппарата, стоя рядом, друг друга касаясь. И красивы по-прежнему потому, что жизнь друг для друга — это их рецепт и молодости, и бесконечной любви.

...Конечно, золотые и бриллиантовые юбиляры всегда найдутся, что ответить на вопрос про их «фирменный рецепт» долголетия. Могут, например, рассказать о том, как учились пониманию. Как на что-то закрывали глаза, прощали друг другу слабости, восхищались силой и успехами каждого в отдельности и общими, достигнутыми вместе.

Наверное, все так. Но все равно это будет некоей полуправдой, поскольку секрет долголетия этих пар кроется в каждодневной, или даже ежесекундной, работе души. Ведь что такое брак, как не самая великая и трудная работа по строительству пути друг к другу? А еще правда в том, что кто-то свыше подарил и замечательной паре Александровых, и другим парам-юбилярам, великий дар. Умение любить.

Увы, ведь только кажется, что он дан всем, ничего подобного! И способность пронести это чувство через годы, не расплескать его в суете, не разменять на быт и безделицы, — удел избранных. Способных любить по-настоящему.

Кстати, а как это — «по-настоящему»? Да так, как получилось у них. Растворяясь в друге, но не теряя «самоидентичности». Ставя интересы того, кто рядом, выше своих, но при этом держа и свои на высоком уровне. Постоянно балансируя, корректируя равновесие, подкладывая на неверные чаши сверхчутких жизненных весов то нежность, то требовательность, то заботу, то желание и потребность проявить слабость.

А еще — уметь меняться, но не изменяя себе. Ведь тот, кто рядом, полюбил когда-то тебя. Выходит, собой и будь...

Из этих мелочей и складывается то великое, что зовут настоящей любовью. Той любовью, ради которой совершаются подвиги, приносят жертвы. Той любовью, которая может воскресать из ничего и умирать от невинных, казалось бы, мелочей, способна быть крепче стали, но не терять хрупкости по краям своих бесконечных граней.

Наверное, научиться этому можно лишь при одном условии: если ты понимаешь, что без руки, за которую держишься, не имеют смысла небо и солнце над головой.

Эти пары давно это поняли.

И у них получилось.

Блестяще получилось! Браво!

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator