Впервые с 1054 года
В этом смысле планируемая встреча патриарха Кирилла и папы Франциска станет исторической и одной из важнейших аж с 1054, то есть со времени раскола христианской церкви. Хотя встречи папы с патриархом константинопольским уже случались неоднократно.
Православную церковь Римско-католическая признала на официальном уровне после II Ватиканского собора 1962-1965 годов. А диалог двух церквей начался лишь в 1980-м. И продлился тогда недолго. После распада СССР его осложнило то, что РПЦ считала недружественным католический прозелитизм (так называют «вовлечение в церковную практику верующих, не имеющих исторических связей с этой церковью, но принадлежащих к православной традиции») на территорию России и других постсоветских стран. Еще более ухудшил отношения конфликт православных и греко-католиков на Западной Украине, попытки последних присвоить себе статус патриархата, причем с центром в Киеве, и распространить свою миссию на традиционно православные земли всей остальной Украины. Сегодня конфликт на Украине выливается подчас в угрозу жизни местным священникам Московского партриархата.
Патриарх Алексий Второй и папа Иоанн Павел II чуть было не встретились в 1997 году в Австрии. В последний момент сорвалось: Рим вычеркнул из проекта совместного заявления отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма на постсоветском пространстве. Через пять лет тот же папа повысил статус структур Римско-католической церкви в России до статуса епархий, отношения испортились еще больше. Проблема унии не снята и поныне. Она, если вкратце, в том, что униатство, или католичество восточного обряда, папство практиковало давно - с целью присоединить к папскому престолу те или иные православные церкви. Оставляя привычный там восточный богослужебный обряд, Рим настаивал на католической догматике. Прежде всего, на догмате о главенстве папы во Вселенской Церкви, а в новейшее время на догмате о папской непогрешимости.
Но Кирилл и Франциск согласились встретиться перед лицом общей угрозы – геноцида христиан на Ближнем Востоке со стороны радикального ислама. Почему на Кубе? Куба, налаживанию отношений которой с США Франциск лично способствовал, сочтена идеальной «нейтральной» территорией. По отношению к Риму, Москве и Константинополю.
Дойдет ли «церковная разрядка» до того, что православные и католики станут праздновать совместно хотя бы Пасху, если с Рождеством не складывается? Папа Франциск такую мысль уже высказывал. Но до этого пока далеко. Отношения РПЦ и Рима меряются десятилетиями, а не годами. Зато теперь православные и католики могут показать миру, что уж они точно относятся к друг другу лучше, чем сунниты с шиитами в исламе.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Специальный корреспондент "ВМ" вылетел на Кубу. Репортаж об эпохальной встрече читайте в ближайших номерах газеты и на сайте.