Андрей Коц. / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Горожане, не стреляйте друг в друга

Общество
С нового года в Москве участились инциденты со стрельбой. В ночь на 1 января полицейские задержали уроженца Дагестана Омара Омарова, палившего в воздух из автомата Калашникова в центре города. А 10 января задержали его сообщника, который снимал происходящее на видео.

8 января бывший инструктор стрелкового клуба Сергей Остапенко огнем из дробовика в упор убил 43-летнего москвича Сергея Орехова. Когда опергруппа приехала брать Остапенко, он ранил двоих стражей порядка после чего застрелился. Позже выяснилось, что убийца состоял на учете в психоневрологическом диспансере и, соответственно, не мог легально  владеть гражданским оружием. 10 января 61-летний житель юго-запада столицы застрелил из охотничьего ружья свою сожительницу после чего покончил с собой. Случаи пальбы из травматических пистолетов на улицах и вовсе появляются в лентах новостей практически ежедневно.

Каждая вспышка уличного насилия с применением огнестрела провоцирует во власти и обществе бурную дискуссию. Противники "стволов" настаивают на дальнейшем ужесточении оружейного законодательства. Сторонники из числа владельцев травматических пистолетов, охотничьих ружей и винтовок уверяют, что новые запреты никак не скажутся на уровне уличной жестокости. Ведь по статистике первое место среди орудий убийства на бытовой почве давно и прочно занимает обыкновенный кухонный нож. Но его же никто не рвется законодательно запрещать.

Еще в советское время на руках у населения были миллионы единиц охотничьего оружия. Однако громких случаев стрельбы в людных местах "по бытовухе" было меньше, чем сейчас. Здесь, как мне кажется, три причины. Во-первых, на принципиально ином уровне была культура обращения с оружием. Большинство мужчин страны Советов служили в армии, а там вчерашним школьникам очень быстро разъясняли, что к своему оружию нельзя относиться легкомысленно. Во-вторых, по телевизору не крутили круглосуточно сериалы "про бандитов", романтизирующие образ крутого мужика со "стволом". Помните как осенью 2012 года столичный юрист одной из аптечных сетей Дмитрий Виноградов ворвался в свой офис с гладкоствольным ружьем и убил шесть человек? Так вот, после этой трагедии карабины аналогичного типа с прилавков московских оружейных магазинов сметали как горячие пирожки. Какая, мол, убойная штуковина, надо и себе взять.  В третьих, штат участковых уполномоченных милиции был, в массе, гораздо больше, чем сейчас. И контроль за гражданами, легально владеющими огнестрельным оружием, был не в пример  жестче.

К автору, владельцу охотничьего карабина с 2012 года, участковый заходил домой ровно дважды. В первый раз - проверить наличие оружейного сейфа перед тем как выдать разрешение на приобретение ружья. Во второй - после того, как  в 2014 году на соседней улице школьник Сергей Гордеев ворвался в школу с отцовской винтовкой и застрелил учителя географии, а чуть позже - одного из бойцов вневедомственной охраны. Тогда полицейские скрупулезно "чесали" весь район, проверяя, соблюдают ли граждане правила хранения огнестрельного оружия. Все по-нашему - пока гром не грянет. И винить в этом стражей порядка сложно - в связи с малочисленностью штата, каждый участковый сегодня работает за десятерых. И выявить абсолютно все нарушения на участке - задача почти неподъемная.

Справедливости ради, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. По крайней мере, в том, что касается медицинского освидетельствования граждан, желающих получить разрешение на оружие. Прошлым летом вступил в силу приказ Минздрава России "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов". Хочешь огнестрел - сдай анализы. Это должно отсечь от рынка гражданского оружия львиную долю хронических алкоголиков, наркоманов и прочих "неадекватов".

Как на днях сообщил ряд федеральных СМИ, свои поправки к "Закону об оружии" готовит и Росгвардия, которой передали функции лицензионно -разрешительных отделов полиции. Подробностей о нововведениях пока мало, но сторонники и противники гражданского оружия, наверняка, вновь  сойдутся в череде вербальных сражений. Ну и пускай, главное, чтобы без стрельбы...

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы" 

ПО ТЕМЕ

Cвобода выстрела: нужно ли запрещать носить оружие

Теракт в Иерусалиме, когда преступника застрелил простой гражданин, имевший право на ношение огнестрельного оружия, с новой силой всколыхнул спор о допустимости его свободной продажи в России. Колумнисты «ВМ» тоже разошлись во мнениях по этому вопросу. (далее..)

amp-next-page separator