Спекуляции прекратятся

Общество
Общественная палата РФ по поручению президента Владимира Путина открыла горячую линию по мониторингу цен на продукты питания. Она призвана бороться с неправомерным ростом цен на продукты. Пока рано говорить о том, насколько эффективной будет эта мера. Я предполагаю, что в ближайшее время никаких кардинальных изменений не произойдет.

Чтобы что-то поменять, недостаточно просто позвонить и пожаловаться президенту. Соответствующие органы должны принять какие-то меры в правовом поле, а это не быстро. Впрочем, говорить, что горячая линия бесполезна, нельзя. Например, недобросовестные коммерсанты, которые спекулируют на ценах, будут чувствовать угрозу, психологическое давление. А вот на снижение цен я бы не рассчитывал.

Даже если эта линия будет эффективно работать и люди начнут массово звонить, стоимость продуктов питания вряд ли пойдет вниз. Дело в том, что снижение цен — это дефляция. Грубо говоря, инфляция наоборот. Она периодически имеет место в определенные сезоны: например, в августе, после сбора урожая, овощи и фрукты сильно дешевеют. Цены могут снизиться только на основные продукты, но я не думаю, что это произойдет именно благодаря горячей линии. Опять-таки длительная дефляция — это показатель отсутствия экономического роста. Как правило, она заставляет людей ждать дальнейшего снижения цен и откладывать покупки на будущее. В свою очередь, это пагубно сказывается на предпринимательской деятельности. Производители начинают создавать меньше продукта, при этом их издержки не уменьшаются. Чтобы исправить ситуацию, через какое-то время в стремлении получить свою прибыль они начнут повышать цены.

Дефляция хороша только для социально чувствительных групп товаров — хлеба, молока, круп и так далее. Но для многих жителей России эти товары являются основной статьей расходов. Поэтому в масштабе страны эффект, возможно, и будет ощутим. Правда, снижение цен провоцирует замедление роста заработных плат.

Если говорить о том, как горячая линия повлияет на Москву, то в локальном масштабе она может помочь. Я хорошо помню 2014 год, когда пришел утром в магазин после ввода продовольственного эмбарго, а там все ценники «перерисованы» процентов на 30–40 выше. Причем на все продукты. С такими случаями линия бороться может, особенно если поблизости только один магазин, спекулирующий на своей условной монополии.

amp-next-page separator