Эльдар Рязанов. Романтик, реалист

Общество
В субботу, 18 ноября, режиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. В Концертном зале имени П. И. Чайковского пройдет вечер, посвященный Мастеру. А сегодня о нем вспоминает известный киновед Вячеслав Шмыров, хорошо его знавший и не раз проводивший его творческие вечера.

Про Рязанова можно сказать: он принял страну со стихами Маяковского в сердцах и на устах (оттепель!), а оставил нацию Цветаевой, Пастернака и Заболоцкого. Об этом Эльдар Александрович и снял свой последний фильм «Андерсен. Жизнь без любви». О сказочнике, преобразившем нацию.

Сам Рязанов был, конечно, шестидесятником. Носил свитера грубой вязки и бренчал на гитаре; песни тогда сочиняли все, включая Тарковского. Но знаменем поколения 60-х он все-таки не был. Что снял он тогда? «Карнавальную ночь», «Гусарскую балладу». Эти фильмы были, скорее, открытием для зрителей. А его «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу», «Зигзаг удачи» при всех достоинствах — крепкие картины на фоне других. Вот «Берегись автомобиля», конечно, безусловный шедевр, первый фильм, который соединил таланты режиссера Рязанова, сценариста Брагинского и композитора Петрова. Но кто в эти годы не снимал шедевров? Даже те, которые потом навсегда ушли в тень! Шестидесятые всех делали талантливее...

Меж тем 60-е сменились 70-ми, а понятие «семидесятник» не прижилось.

А ведь именно им Эльдар Рязанов, пожалуй, и был.

А может быть, и самым главным семидесятником....

«Ирония судьбы», как и «Служебный роман», а потом «Гараж» дали этому времени свои «опознавательные знаки».

Вместо упоения жизнью, как временем надежд, пришло погружение в нее. Место надежды заняла самоценность происходящего, отсюда и «у природы нет плохой погоды», и то, что ее надо «благодарно принимать». Полет в космос сменился самопознанием, чтением классиков.

А еще надо было сидеть в унылых конторах, биться в очередях за дефицит и ощущать при этом свое превосходство над обыденностью. Шестидесятники таких проблем не решали, хотя жили, в отличие от семидесятников, в коммуналках и тоже не купались в достатке. И хотя нация фильмы Рязанова очень любила, духовное завещание Мастера не оказалось прочитанным в должной мере.

В кинотеатры пришла другая, уже не рязановская, публика, а интеллигенция увидела в последнем высказывании Мастера одни несовершенства. Оцените иронию судьбы: Эльдар Александрович был два срока президентом «Ники», но его «Андерсен» киноакадемией всерьез даже не рассматривался! Рязанова уважали за гражданскую позицию. Он оказался верен принципам юности — может быть, еще и потому, что к этому времени знаковых шестидесятников почти не осталось, а те, кто остался, не спешили выразить свое отношение ко времени агрессивного государственного мракобесия. В этом, может быть, и была главная драма Рязанова — он не мог этого не переживать. Даже несмотря на то, что созданный им киноклуб «Эльдар» стал островом утраченного интеллигентского мира.

amp-next-page separator