Угнетение эстетов
Причина резкой хулиганской вялости – в совместных усилиях транспортной полиции и железнодорожников. Первые стали чаще патрулировать поезда, вторые – гуще оснащать составы видеокамерами. Хотя, думается, дело не только в потенциальной угрозе поимки и наказания (трудности, как известно, бунтарей лишь раззадоривают). Дело, думается, еще и в степени «культурности» окружающей среды.
В начале 80-х в социологии появилась криминологическая доктрина, названная впоследствии Теорией разбитых окон. Вся ее суть укладывается в одно нехитрое утверждение: если в здании разбито одно окно, и никто его не чинит, то через некоторое время там не останется ни одного целого окна, а закончится все вообще печально - мародерством и резким ухудшением криминогенной обстановки в районе. Теорию, кстати, неоднократно проверяли на практике, наблюдая за поведением людей в антураже гармонии (чистые стены, подметенные улицы, целые окна) и сгенерированной на том же месте разрухи (стены в граффити, под ногами всякий шлак, окна в трещинах и грязи). Как выяснилось, вторые декорации провоцировали народ на всякие нехорошие, в том числе и вандальные, действия гораздо чаще (в некоторых экспериментах культурную крышу сносило у 80-90 человек из 100).
Схожая теория существует и у психологов. Они одной из причин вандализма называют… неудачный дизайн объекта: люди стараются разрушить те вещи, которые их угнетают. Ну, как при штурме Бастилии, в результате которого ненавистный оплот тоталитаризма был просто разметан по кирпичику.
К чему я все это? Да к тому, что снижение вандальных настроений на «железке», похоже, находится в тесной связке с тем, что за картинка предстает перед глазами разрушителя. Замызганную скотовозку с фанерными сиденьями, прокуренным тамбуром, мутными окнами и заплеванным (не потому ли и заплеванным, кстати?) полом «вандалят» явно вдохновеннее, нежели чистый, с иголочки, вагон, оснащенный всякими распрекрасными удобствами из серии «все для людей». Вагонов таких по рельсам катается все больше (это вам любой пассажир со стажем скажет), так что теория, похоже, рабочая.
В общем, красоту – в массы, граждане железнодорожники! Ударим дизайном по хулиганствующему элементу! А там, глядишь, и до перронов разбитых руки дойдут и до унылых цементных заборов, что тянутся вдоль полотна на ближних подступах к столице. Видели же, наверное? Живого же места нет от граффити. А это что по теории? А это протест народа против угнетения. Эстетического, конечно, не подумайте плохого…