Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция – 21 век». / Фото: «Вечерняя Москва»

Мигранты выходят из тени

Общество
Московский миграционный центр за 11 месяцев этого года выдал 411 тысяч трудовых патентов.

В то время как за весь прошлый год было выдано 406 тысяч. Таким образом, число легализовавшихся мигрантов в Москве растет. Кроме того, поступления от трудовых мигрантов в бюджет Москвы также выросли на 10 процентов и за 11 месяцев этого года составили около 14 млрд рублей.

Хорошо это? Очень хорошо. Ведь чем больше легальных мигрантов, тем меньше нелегальных. А «нелегалы» плохи тем, что стоят для работодателя очень дешево и этим составляют существенную конкуренцию гражданам России, которые могли бы работать в России. К тому же нелегальные мигранты, работающие, что называется, за копейки — это благоприятная среда для преступности и исламских фундаменталистов.

Есть версия, что мигранты лишь тормозят развитие экономики и инноваций. Дескать, зачем покупать на стройку дорогое современное оборудование, если дешевле нанять 100 гастарбайтеров, которые будут таскать на себе мешки с цементом? Мне сложно судить, кто и чего тут тормозит, я лишь приведу в пример США и Западную Европу, где «удельный вес» мигрантов куда выше, чем в Москве.

Разве там тормозится развитие экономики? Разве США и Европа в плане технологий скатываются в каменный век? По-моему, там как раз все очень живо развивается. Больше того: в некоторых сферах экономики труд мигрантов даже необходим. Например, при сборе цитрусовых или, скажем, клубники. Если эти дары природы начнут собирать американцы или европейцы, то цены на продукт вырастут неимоверно! То же самое касается некоторых сфер московской экономики. Если на стройки нанимать исключительно россиян, то себестоимость строительства вырастет существенно, а с ним и цена квадратного метра. Если в ЖКХ будут работать только россияне, то сколько нам придется платить за квартиру? Миграция — объективная реальность. Она была, есть и будет. Ее невозможно перекрыть, как кран с водой. Россия массово высылает нелегалов, закрывая им въезд на 3–10 лет, а мигрантов в целом меньше не становится. Вопрос в одном: на иностранной рабочей силе зарабатывает город, деля полученные от патентов доходы на всех, или работодатели, нарушающие закон. Мне кажется, пусть уж лучше зарабатывает город. А потенциал огромен. В прошлом году, например, в Москву въехали и встали на миграционный учет 1,9 миллиона иностранцев.

А получили патенты всего 406 тысяч. Куда делись еще полтора миллиона? Посмотрели на Кремль и уехали? Или остались и работают нелегально? Скорее — второе. Поэтому работу по их легализации нужно усиливать.

amp-next-page separator