Тайна Козьего болота

Общество
Русские войска готовились к наступлению на Париж, чтобы окончательно завершить военную кампанию 1812–1814 годов, а тем временем в Москве состоялось торжественное открытие Патриарших прудов. Это событие было напрямую связано с происходившим в предместьях французской столицы. 21 февраля 1814 года москвичи впервые прогулялись по территории обновленных прудов, которые привели в порядок в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Сегодня об этом редко вспоминают, у большинства современных москвичей и гостей столицы это место ассоциируется с бессмертным произведением Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Ведь именно здесь, на углу у Патриарших, началась история его знаменитых героев.

И после посещения «нехорошей» квартиры в доме № 10 по Большой Садовой фанаты романа приходят на пруды, чтобы прикоснуться к тому, что они боготворят и без чего себя не представляют. А затем обязательно подходят к памятнику баснописцу Ивану Крылову. После, возможно, зайдут в кафе «Маргарита» и поищут на дороге — там, где раньше пролегали трамвайные пути, — след от масляного пятна, оставленного Аннушкой.

В последние годы появилась еще одна история, связанная с Патриаршими прудами. Речь о попавшем во все средства массовой информации разговоре жильцов элитных домов вокруг пруда, которые очень недовольны, что, кроме них, здесь бывают какие-то плебеи с окраин. Но разве это не продолжение «Мастера и Маргариты»? И разве не об участниках бала Воланда идет речь, если вдуматься в происходящее? Нельзя не вспомнить и о другом казусе, на который обращают внимание все гости столицы: в названии — пруды, а на самом деле он один! И этому тоже есть объяснение, уходящее корнями в тот период, когда пруд почистили, облагородили и торжественно открыли как Патриарший. В чем-то эта история похожа на судьбу бывшего Поганого, а затем Чистого пруда — еще одного символа столицы.

Когда-то на месте прудов располагалось Козье болото, от которого получили название Большой и Малый Козихинские переулки. В 1683–1684 годах патриарх Иоаким для разведения рыбы к патриаршему столу и осушения болот распорядился вырыть три пруда. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте — более дешевые, для ежедневного употребления.

Здесь же пасли скот Козьего двора. С отменой патриаршества в 1721 году и упадком Патриаршей слободы пруды забросили, и местность вновь заболотилась. Только в честь победы над Наполеоном здесь навели порядок: сохранили один декоративный пруд и разбили вокруг него сквер — Бульвар Патриаршего пруда.

Но именно Козья слобода оставила тот невидимый след, который вдохновил знаменитого писателя на создание культового романа. Козел всегда ассоциировался с чертом. Поговаривают даже, что название болота происходит не от козы, а от козней, чинимых нечистой силой обитателям этих мест. Впрочем, во времена Воланда этот пруд назвался Пионерским. Но разве кто-то это помнит? Зато любителей мистики хоть отбавляй.

amp-next-page separator