НИКО, малыш! Пора к «Аркадским пастухам»

Общество
Дети не отличают картину от скульптуры! – пронеслась ужасная новость. Вчера, к счастью, взрослые были заняты кто футболом, кто пенсионными грезами правительства, посему заметить новость было некому, кроме специалистов. И прекрасно.

Цифры, отображающие якобы невежество школьников, привести придется: «По результатам национального исследования качества образования (НИКО) по мировой художественной культуре (МХК), которое проводилось в апреле 2018 года, только 60 процентов учащихся 6 классов и 9 процентов учащихся 8 классов смогли верно определить вид искусства по изображению. Об этом сообщили в пресс-службе Рособрнадзора со ссылкой на директора Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергея Станченко».

Гром среди ясного неба никогда не раздается в медиапространстве просто так. Приглашаю на микрозанятие по медиаобразованию. Никогда – совсем – новость по социально важному вопросу не рождается сама. Ее делают. Все запомнили? Вопрос к ньюсмейкеру (Сергею Станченко, ФИОКО): по какому изображению дети не смогли определить вид искусства? По фоторепродукции? А вы сами пробовали? Полотна русского художника Карла Брюллова «Всадница» и «Последний день Помпеи» видели? Любой ребенок перепутает, не говоря уж о чиновнике, «улицу, город и век». Выписано все до осязаемости. Или по школам мраморного Давида на руках носили?

Обратимся к зарубежному искусству: «Аркадские пастухи», знаменитая картина Николя Пуссена, содержит изображение надгробия (предположим, все дети его узнают), а название содержит изречение Et in Arcadia Ego. Ну-ка, детишки, покажите себя! Кто изрек и зачем? А когда? Что за Аркадия, и почему на странный сюжет с пастухами столько написано картин и даже роман журналиста Дэна Брауна? Не читали?!

«Результаты исследования по МХК крайне низкие <…> правильно соотнесли памятник культуры с определенной эпохой 47 процентов и 32 процента соответственно». Чудесно. А все проверяющие помнят, в каком веке жил Бенвенуто Челлини? Не путают с Беллини, композитором? А картинки Пиросмани все видели? Его как раз звали Нико. Считай, тезка вашей аббревиатуры – НИКО! В грузинском языке семь падежей. Звательный как раз с «о» на конце слова. Обращение. К кому вы обращались, господа, через систему НИКО? С чего вы взяли, что школьники, погруженные в виртуальную жизнь, она вся у них на ладошке (не замечали?) и в ушах с попсой, будут интересоваться эпохами и культурными памятниками? Они показали, на мой взгляд, великолепные результаты. Они просто гениальные ребята. Их учителей гнобят проверками, обещают единый учебник по всем базовым дисциплинам, а дети все еще что-то понимают в искусстве.

Конечно, я перекопала все доступные официальные документы и выяснилось, что и это мероприятие (НИКО) служит все той же цели – стандартизации плюс созданию единого образовательного пространства. Чиновники любят аббревиатуры, да поможем им: ЕОП (Единый образовательный портал). А че? Мне нравится. И звучит. Что там ВПР (Всероссийские проверочные работы)! Скучно: «Он констатировал, что остается актуальной проблема объективности проведения ВПР. «Самая основная задача – вывести эту процедуру на объективные результаты», – заявил замруководителя Рособрнадзора»». Тонкие констатации. Он вправду думает, что объективность существует, и это не просто статистический результат? Чтобы не задерживать внимание читателя на ерунде, отмечу и подчеркну, что никакой объективности нет на свете. Есть – я уже писала об этом – наследие бельгийского математика А. Кетле, придумавшего в XIX веке научную статистику – для временного удобства, но даже он, автор понятия «средний человек», знал, что это фикция. На основе статистики нельзя построить ничего объективного, поскольку – ау, начальники Рособрнадзора! – люди все разные.

Дети нынче умные, они живые, теплые, им ваше НИКО – смех один. Им нужны мотивации. Не «вырастешь – выучишься – заработаешь», а «каждый из вас – уникум и радость нашей Родины». Я по случаю составила список работающих мотиваций к получению непрагматических знаний. Новых, современных. С чего бы школьнику в XXI веке разбираться в эпохах? Мне на экзаменах доводилось услышать: «А я тогда не жил!» (в частности, во времена Ивана Васильевича). Я знавала студентов вуза (угробленного Рособрнадзором в 2017 году с помощью любимого трюка – остановка аккредитации), которые к выпускному курсу научались-таки видеть и отличать, понимать и даже любить МХК, но у них был преподаватель культурологии, который их возил то в Петербург, то во Флоренцию, все показывал. Они уж точно Мунка с Караваджо не путают. Благодарны своему Алексею Борисовичу, что хоть и спускал он по семь шкур на зачетах, зато у них набит алмазами, сияет красками невиданный (в других учебных заведениях) объем представлений о жизни предыдущего человечества, где их еще не было.

Дорогие чиновники из ФИОКО, ищущие объективности через НИКО! Учтите: школьники, поскольку дети малые, а) бессмертны, б) не жили в «определенную эпоху». Современные школьники, способные прояснить двумя кликами любой вопрос, нуждаются только в мотивации. Это я вам как преподаватель с пятнадцатилетним стажем  заявляю. Вам не объективность искать надо (ее нет, не волнуйтесь), а развивать свое собственное воображение.

А вы им ЕОП суете через НИКО под эгидой ФИОКО. Неприлично и непатриотично. Хорошо еще, что в концепции НИКО сказано пока, что за неправильный процент детских ответов учителей не будут репрессировать. Читала. Но сам факт все более частых и беспочвенных проверок, имеющих целью «объективность», это уже репрессия. Я, например, покинула систему образования навсегда и видеть вас, уважаемые чиновники, больше не желаю. Потому что вы Россию не любите – ни в какую эпоху из списка определенных для НИКО.

amp-next-page separator