Екатерина Рощина / Фото: «Вечерняя Москва»

Непедагогическая поэма

Общество
19 августа в Москве был госпитализирован 14-летний парень по имени Антон. Сам пришел в больницу, врачи диагностировали ушибы спины и ягодиц и госпитализировали в хирургическое отделение.

Оказалось, Антон пал жертвой воспитательного пыла собственного отца. Плохо себя вел, был избит. По факту инцидента началась проверка.

Что такого, скажут многие. «Меня били — и ничего, вырос«. Почему-то многие так говорят, как бы оправдывая физическое насилие в семье. Еще скажут: отец хотел как лучше. А я добавлю словами одного известного персонажа: а получилось как всегда.

На протяжении веков почему-то общественное мнение оправдывает жестокое поведение родителей по отношению к собственному ребенку. А ведь пружина сжимается, сжимается, а потом распрямляется со свистом. И заголовки пестрят новой громкой трагедией, вроде дела семьи Хачатурян, где три очаровательные сестренки изрезали ножами отца. Это, конечно, крайний случай; а сколько маленьких, незаметных посторонним трагедий происходит ежедневно, когда ребенок вырастает и уходит, сбегает из семьи. Прерывает всякое общение с родителями. Или просто не любит их. Или, став большим и сильным, прессует морально, словесно, или игнорирует, или... Ох, сколько всяких «или»! И каждый из вариантов, безусловно, — боль для родителей. Они стареют, слабеют и будто не понимают, откуда берется такая черная неблагодарность. «Мы-то для деточки все делали! А если и били, то только ради его же блага. А вырастили вот такого негодяя!»

В случае с мальчиком Антоном удивительно то, что семья его — благополучная и даже учительская. Мать — преподаватель, отец — частный репетитор по математике. Если даже по отношению к своему собственному ребенку они проявляют такую жестокость, то что говорить о чужих детях — наших с вами, между прочим.

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения одного из самых известных педагогов — Антона Семеновича Макаренко. Из самых трудных подростков, беспризорников смог он воспитать достойных людей. И его мудрые правила, изложенные в книгах, до сих пор актуальны, жаль только, что труды Макаренко современные педагоги не изучают. Вырастить счастливого человека без любви невозможно, утверждал Антон Семенович. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Разве можно назвать счастливым тезку Макаренко, мальчика Антона, сложного подростка, родители которого — педагоги! — вывели свое золотое правило воспитания. Ремнем. С особой жестокостью...

Да разве и их, этих горе-учителей, можно назвать счастливыми? Конечно, нет. Они продемонстрировали педагогическую и родительскую несостоятельность. И сына, скорее всего, потеряли.

Очень горькая история.

amp-next-page separator