Отобрать смартфон у школьника
Парламент Франции окончательно принял закон, который полностью запрещает использование мобильных телефонов и других электронных устройств в младшей и средней школе; Васильева отметила, что это правильное решение. "Здесь мое мнение такое: французы делали это долго, но правильно. У нас это (запрещение смартфонов. – "ВМ") школы делают, мы будем это поощрять, и рано или поздно мы дойдем до такого же, как и наши французские коллеги", - сказала Васильева.
Я полностью согласна в данном вопросе с министром образования.
Посмотрите, что делается вокруг. Мы все зависимы от смартфонов. Они полностью поглотили наше внимание – внимание взрослых людей. В общественном транспорте, на бизнес-ланче, за семейным ужином – везде одно и то же: горящие экраны смартфонов, и все сидят, уткнувшись носами в них. Ноль внимания на окружающих. Кто-то играет в мобильные игрушки, кто-то листает ленту соцсети, кто-то читает новости. И это взрослые люди, которые получили гаджет не в юном возрасте. Оторваться от телефона невозможно, если забыл его случайно дома – такое чувство, что вышел на улицу голым, ощущение паники нарастает с каждым шагом по мере отдаления от "любимого смартфончика". Вы видели, как в театре, когда гаснет свет, но действие еще не началось – как роскошно сияют смартфоны в зале? Десятки смартфонов, будто звезды в августе, светятся в темноте. Незабываемое зрелище. И очень страшное. Мы зависимы, это надо признать. Но нечеловеческим усилием воли мы все-таки можем нажать заветную кнопку "Выключение".
А ребенок – не может. Психика другая. Ребенок вовлечен в игру и не в состоянии ее прекратить самостоятельно. Им, бедным нашим детям, смартфон достался в слишком юном возрасте. Я часто вижу, как на детской площадке ребенок бьется в истерике – требует у мамы телефон, чтобы поиграть. Хотя, казалось бы, вот тебе – качели, песочница, товарищи по играм... Но малыш уже не приемлет другой формы общения. С телефоном-то проще. Он тебя не обидит, не ударит совком по голове, с ним не надо выстраивать сложнейшие коммуникационные комбинации. Он всегда готов к общению.
В школах сейчас, к слову, на переменках дети уже не бегают, не прыгают и не играют в "слона". Дежурные учителя, которые всегда взывали к дисциплине и тишине на перемене, могут быть довольны. Дети сидят молча на корточках, у каждого в руках – любимый гаджет. Они играют, самозабвенно погрузившись в процесс. Играют и на уроках. Они не в силах отключить телефон.
Не потому, что дети плохие. Слишком тяжело его отключить. Бормотание учителя у доски по сравнению с игрушками просто уныние и тоска.
Сильный и харизматичный учитель может отобрать телефоны перед началом урока. Хотя это, конечно, встречает дикое сопротивление. Учитель не особенно принципиальный махнет рукой: да пусть делают, что хотят, я свое занятие проведу, а дети, поглощенные смартфонами, по крайней мере, шуметь не будут и урок не сорвут. Я не могу осудить такого учителя. У своего-то ребенка телефон отобрать проблема. А у целого класса? Сверхзадача!
Это не только боль нашей, российской, школы. Это проблема всего цивилизованного общества.
К сожалению, я вижу только один путь. Запретительный. Запретить смартфоны в школе – от слова "совсем". Хотя, конечно, это путь жесткий и вызовет огромное сопротивление, в первую очередь, у школьников; во вторую очередь, у их родителей, которые привыкли потакать желаниям "дитачки".
Но здесь государство, в лице Министерства образования, должно выступить этаким Петром Первым, насаждающим картошку. Потом эти дети и родители скажут большое человеческое спасибо. Если, конечно, оторвутся от своего смартфона.