Борьба за мигрантов
В России довольно суровое миграционное законодательство, но патент дает возможность обойти шлагбаумы, которые выставлены на пути каждого приезжающего в страну иностранца. Патент можно купить абсолютно легально, и он дает возможность год работать законно. Однако цены на него сильно подскочили: это уже больше четырех тысяч рублей в месяц, и стоимость растет. Помимо патента есть много других процедур, которые тоже недешево обходятся приезжим. Вдобавок им приходится платить за съемное жилье.
Отъезд мигрантов происходит не от хорошей жизни, как и рост внутренней миграции и уменьшение числа приезжих. Я считаю, что это грозный симптом для провинции. Хотя для столицы — явление позитивное. Ведь из регионов уезжают наиболее квалифицированные, а значит более мобильные трудовые резервы. Соответственно усиливая конкуренцию на столичном рынке труда.
А мигранты внешние уезжают из-за роста курса доллара, им становится невыгодно жить и работать в России. Ведь страны, откуда они прибыли, ориентируются на курс доллара. Москве с точки зрения экономики мигранты выгодны. Тем более из регионов России. Глава упраздненной Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский часто говорил, что мигрант из каждых семи заработанных долларов шесть оставляет там, где работает. Но сейчас привычных мигрантов из Средней Азии переманивают к себе, например, Арабские Эмираты, а также другие арабские государства. Там тоже прекрасно понимают: мигрант выгоден, он дает доходы. И за миграционные потоки идет борьба между государствами.
Отмечу также, что предпринимателям работать с мигрантами легче. В том числе и недобросовестным, ведь приезжие куда более беззащитны перед обманом со стороны нанимателя, чем сограждане. Я имею в виду, конечно, беспатентных мигрантов, которые вынуждены для соблюдения закона каждые 90 дней пересекать границу страны и иметь соответствующие отметки в документах. Есть и проблема регистрации в «резиновых квартирах». На таких мигрантов, которые пользуются фиктивной регистрацией— а их много,— полиция устраивает облавы. Затем тех, у кого нет разрешения на временное проживание, депортируют. Но получить такой документ за три месяца им не очень просто, это целая эпопея.
Сейчас в Москву и в регионы юга России устремился поток внутренних мигрантов с Дальнего Востока. Там, несмотря на большие бюджетные вложения, найти постоянную работу все сложнее. Не говоря уже о том, что землю берут в аренду китайцы, а индусы занимают рабочие места. Им гораздо проще — например, у них есть своя мощная сельхозтехника, недоступная местным жителям. В результате граждане России переселяются с того же Дальнего Востока в центральные регионы страны или Москву. За пять-семь лет это порядка двух миллионов человек.