Бремя потустороннего человека

Развлечения
Артур Конан Дойль (1859–1930) жил и творил в последние десятилетия величия Британской колониальной империи, над которой, как признавали современники, «никогда не заходило солнце». И хотя в это время на американском континенте набирали силу Соединенные Штаты, а в Европе — Германия и Россия, Англия все еще оставалась главной и самой сильной страной тогдашнего мира.

Английская художественная литература убедительно отражала двухвековое доминирование Великобритании в экономике, политике и культуре. Шекспир на столетия вперед определил развитие драматургии и сценического искусства. Диккенс в неменьшей степени, чем Бальзак, сформировал каноны классического романа. Лорд Байрон еще при жизни стал иконой европейского романтизма. Киплинг органично вплел в лирическую (вспомним мастеров английской «озерной школы») поэзию тему долга гражданина перед государством, неполиткорректно (по сегодняшним меркам) воспел тему мужества и «бремени» белого человека.

Конан Дойль перехватил пальму первенства создателя детектива у Эдгара По, затмил Шерлоком Холмсом (56 рассказов и 4 повести) Огюста Дюпена («Убийство на улице Морг»). Цикл произведений об уникальном сыщике — гимн англосаксонскому интеллекту, умению лучшими представителями этой нации понимать суть вещей, по малозначащим, на первый взгляд, деталям предвидеть будущее, встраивать в неподвластное человеку течение жизни (Божий промысел) собственную железную конструкцию, главное же добиваться поставленной цели. Она, эта цель, могла быть разная, но редко когда во всей полноте очевидная сторонним наблюдателям, несмотря на их, в общем-то, правильное ощущение, что «англичанка гадит». Россия, во всяком случае, геополитически (об этом писал знаменитый русский разведчик и аналитик Алексей Едрихин, известный под псевдонимом Вандам) неизменно проигрывала Великобритании на судьбоносных поворотах истории, будь то убийство Павла Первого, участие в Первой мировой войне, две последующие революции и (в новейшие времена) то, чего мы пока еще не знаем.

Артур Конан Дойл. 1913 / George Grantham Bain Collection, The Library of Congress / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Конан Дойль на примере Шерлока Холмса показал английскую силу воли и интеллект в ослепительном блеске и — одновременно — болезненности, душевном надломе, отрыве от того, что принято считать спокойной размеренной жизнью. В викторианской Англии превыше всего почитались традиции семьи, преданности империи, нормы права и парламентской демократии. Это все Конан Дойль оставил доктору Ватсону. Шерлок Холмс — классический маргинальный антигерой, силою обстоятельств вынужденный защищать ценности английского общества, в которые он верит и не верит. Эту тенденцию четко уловили создатели знаменитого телевизионного сериала, где роль сыщика играет Бенедикт Камбербэтч.

Творчество Конан Дойля отнюдь не исчерпывается историями о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Он автор фантастических романов, самые известные из которых «Затерянный мир» и «Марракотова бездна», серии исторических повествований, философской публицистики и, наконец, многочисленных трудов о мире потустороннем — «Загадка жизни и смерти», «Страна туманов», «Новое откровение».

Захватившим его во второй половине жизни интересом к мистике и спиритизму Конан Дойль показал, что англосаксонскому интеллекту тесно в черно-белых пределах, обещанных людям по завершении жизненного пути мировыми религиями. Писатель был неколебимо уверен, что загробный мир существует и, видимо, пришел к выводу, что он должен быть организован примерно так же, как земной во времена владычества Британской империи. Не сомневаюсь, что сэр Артур Конан Дойль с отвагой и мужеством несет в «Стране туманов» бремя потустороннего человека. Так как его продолжают нести в мире реальном сыщик Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

amp-next-page separator