Сокращение числа такси — это зрелое урегулирование рынка
Столичному правительству удалось вполне цивилизованным образом отрегулировать большую часть рынка такси. Сегодня клиенты активно и совершенно спокойно пользуются различными мобильными приложениями или вызывают такси по телефону. То, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры предложил рассмотреть сокращение числа такси — это признак зрелого регулирования рынка, раз уж дошло до таких тонкостей.
В мировой практике эти проблемы известны. Так, если наблюдается дефицит услуг такси, неизбежно увеличиваются тарифы и время ожидания. Если на рынке переизбыток, то в этом сегменте падают доходы как владельцев таксопарков, так и наемных работников, что не может не сказаться на качестве обслуживания, когда водители вынуждены перерабатывать, чтобы заработать. Поскольку мы научились рынок регулировать. В этой ситуации Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры действует подобно Центробанку, который скупает валюту. В Нью-Йорке, например, еще в 30-е годы прошлого века таксисты обязаны были приобретать специальные жетоны, которые обращались на рынке свободно, как акции. Какой-нибудь человек мог купить много жетонов и организовать компанию-перевозчик. Если таких жетонов не хватало — городские власти выпускали новые, если был избыток — их выкупали. Таким образом, Департамент транспорта реализует вполне взвешенную политику в отношении услуг перевозчиков в столице.
Что касается нелегальных таксистов-«бомбил», то их в Москве практически не осталось. При этом еще лет десять назад они были повсеместным явлением. Сегодня рынок, и особенно мобильные приложения, их вытеснили. Работать им стало просто невыгодно. Есть небольшие группки, оставшиеся около вокзалов, но они рассчитаны на неграмотных потребителей, приезжих из других регионов или соседних стран, которые по каким-то причинам не пользуются сервисами вызова такси.
Если же говорить в целом, то качество услуг такси в столице в последние годы значительно улучшилось благодаря не в последнюю очередь и участию городских властей, применяющих взвешенные методы регулирования. Сегодня мы видим, что несмотря на все известные издержки свободного рынка, он улучшает качество жизни.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Ограничивать выдачу лицензий таксистам рано
Колонка Игоря Моржаретто, автоэксперта
По мировым стандартам любой город вправе ограничить количество такси на своих улицах. Этим правом активно пользуются муниципалитеты Нью-Йорка, Токио и ряда других городов. Они при этом исходят из соотношения «цена-качество», чтобы не повысить, по крайней мере, ощутимо, цену проезда, но при этом число машин контролировать. (далее...)