Ограничивать выдачу лицензий таксистам рано
По мировым стандартам любой город вправе ограничить количество такси на своих улицах. Этим правом активно пользуются муниципалитеты Нью-Йорка, Токио и ряда других городов. Они при этом исходят из соотношения «цена-качество», чтобы не повысить, по крайней мере, ощутимо, цену проезда, но при этом число машин контролировать.
А вот что касается Москвы, то я считаю сложившуюся на сегодняшний день ситуацию достаточно любопытной. Мы получили услугу по очень доступным ценам и сейчас доехать из конца в конец Москвы стоит гораздо дешевле, чем это было еще несколько лет назад. При том, что машины достаточно комфортабельные. Это уже не «убитые шестерки», как это было десять лет назад, а вполне комфортабельные иномарки.
Но, конечно, город может исходить из каких-то своих соображений, которые нам сейчас предъявляют. Есть экономисты, которые считают, что этот вопрос урегулирует «невидимая рука рынка», но я считаю, что этим вполне может заниматься город, но только на основании изучения рыночной ситуации в сегменте перевозок в столице. Но дело не только и не столько в числе такси – для начала надо разобраться, какие такси в городе работают легально, а какие нелегально.
Очень и очень многие таксисты работают так: на машину лицензия есть, за рулем до обеда Бахыт, а после обеда Компот. Вот именно в этой сфере надо навести порядок. Кстати, уже видел как-то предложения выдавать таксистам разрешения на работу только после получения специальной лицензии на право осуществления таксомоторной деятельности для физических лиц. Понимаете, ситуация действительно достаточно сложная: непонятно, кто работает, как работает и на каких основаниях. Город имеет законное право ограничить или вообще прекратить выдачу лицензий. Но перед этим, конечно, надо разобраться, кто и на каких основаниях в этой сфере работает.
Я согласен с тем, что водители такси должны работать абсолютно прозрачно, платить налоги, быть защищены трудовым правом от переработок и эксплуатации. А пассажир должен, садясь в такси, видеть то же, что и пассажир маршрутки о водителе, нанимателе, компании, предоставившей машину.
И только после этого чиновники должны будут принимать решение «в городе слишком много такси» или, наоборот, «в городе слишком мало такси». К сожалению, нет исследований на тему, что произойдет с городским трафиком при увеличении или уменьшении числа такси.
Повторю, с одной стороны, нам, потребителям хорошо. С другой, часто попадаются неадекватные таксисты, которые не знают город, нарушают правила. Мне такие попадались. Так что, может быть, надо еще и разобраться, кто и как выдает разрешения.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Сокращение числа такси — это зрелое урегулирование рынка
Колонка Михаила Блинкина, профессора высшей школы урбанистики
Столичному правительству удалось вполне цивилизованным образом отрегулировать большую часть рынка такси. Сегодня клиенты активно и совершенно спокойно пользуются различными мобильными приложениями или вызывают такси по телефону. То, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры предложил рассмотреть сокращение числа такси — это признак зрелого регулирования рынка, раз уж дошло до таких тонкостей. (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции