Как курица лапой
Доходит до абсурда: недавно я не смогла прочитать то, что сама написала! Правда, записала быстро — коллега порекомендовал посмотреть фильм. И да, с некоторыми сокращениями. Но потом, через какое-то время, разбирая бумаги на столе, обнаружила эту записку и не смогла расшифровать, что же это там такое записано... Абракадабра какая-то. А ведь когда-то, в студенческие годы, даже конспекты лекций получались такими красивыми и четкими, разборчивыми, — хоть сейчас в печать отдавай.
Конечно, без практики любой навык теряется. Только на велосипеде, вроде как, невозможно разучиться ездить, как утверждают бывалые. Но со всем, что связано с мелкой моторикой, рученьки перестают слушаться. А мы уже практически и не пишем рукописно: все только тарабаним по клавиатуре.
Между прочим, искусство каллиграфии сродни творчеству или даже медитации. Недавно мне попалась интересная статья в «Искусстве китайской каллиграфии» об иероглифах:
«В процессе письма участвует все тело каллиграфа — от стопы до пальцев руки, держащей кисть, поэтому для правильного штриха необходима координация всех его движений. В процессе письма все тело мастера должно быть расслаблено, иначе напряжение в мышцах перекроет циркуляцию крови в сосудах и энергии ци в энергетических каналах... В идеале процесс каллиграфического творчества не только не вызывает утомления, но, напротив, оказывает сильное тонизирующее воздействие на весь организм мастера».
Желающие освоить «китайскую грамоту» должны настроиться на долгий кропотливый труд. Первый штрих — линию или даже точку — учатся рисовать «как надо» год. Год! Точку! Кистью с тщательно подобранной жесткостью, по специальной бумаге. После этого можно переходить к работе над отдельными иероглифами, освоению композиции иероглифа, пониманию ритмики «пустоты — наполненности», поскольку в каллиграфии промежутки между чертами не менее важны, чем сами черты.
Ну вот, а о какой там энергии ци в энергетических каналах можно говорить, когда современные дети крючочки уже практически не рисуют, стремительно переходят к буквам, а уже в конце первого класса пишут диктанты. В руке нет должной уверенности. Она возникает, эта уверенность, только когда надо шустро пальцами давить кнопки на клавиатуре или на телефоне. Сегодняшние дети могут написать целое сочинение на смартфоне — это тоже, конечно, космос. Посмотрите, какие у современных подростков длинные пальцы, будто уже генетически приспособленные для работы на смартфоне.
«Быстрочтение» — это теперь даже не пролистать книжку по диагонали, как в прежние времена. Это стремительный скроллинг (пролистывание) ленты новостей, с выхватыванием глазом наиболее значимых и интересных моментов для пользователя. Столь же молниеносная реакция — ответ на сообщения в мессенджере.
Не то что каллиграфия, даже простое чистописание шариковой ручкой становится, увы, лишним в современной цивилизации.
И это очень печально. Вместе с умением писать красиво и разборчиво уходит и усидчивость, и умение сконцентрироваться на детали. Энергия ци печально покидает нас, стекает с кончиков пальцев и растворяется во вселенной. Может быть, она перетекает к китайцам? Хотя, думаю, у китайских детей те же смартфоны, то же клиповое мышление, и маловато желающих освоить один из самых сложных стилей, «цаошу», — травяной рукописный курсив.