Студентов решили одомашнить

Общество
В России могут узаконить высшее самообразование.

В этом году Минобрнауки планирует разработать систему, при которой человек, пройдя самостоятельно курс по той или иной специальности, сможет подтвердить свои знания (в вузе или в центрах оценки квалификации) и получить диплом. Как следует из документа, опубликованного на сайте министерства, новация будет реализована в рамках федеральной программы «Новые возможности». Вот только что принесут эти новые возможности — вопрос.

Идея предложения понятна — сэкономить на процессе образования. А при возможности еще и заработать, так как уже раздаются ценные рацпредложения сделать экзамены для таких «одомашненных» студентов платными. Дескать, это заставит относиться к ним (экзаменам — не студентам, конечно) серьезно. Насколько серьезно относились к платным экзаменам в бесчисленных частных вузах, которые повылазили у нас после перестройки, как грибы в урожайное лето, — думаю, напоминать не надо. И какого уровня профессионалов они готовили?

Нет, есть, конечно, специальности, где ущерб от частной подготовки будет минимальным. Да хотя бы ту же журналистику взять. Тут хоть сто журфаков закончи и всю стену дипломами увешай, но профессии тебя это не научит. Только ежедневная практика в реальной редакции покажет, способен человек на что-то или нет. Не способен — ну и ладно, зато книжек хороших почитал, кругозор расширил. Культуролог какой-нибудь наверняка мог бы сам себя по музеям выгуливать, философ какой-нибудь на диване — философствовать…

А вот как быть с самообразованным хирургом, инженером или генетиком? Зубы как по книжке сверлить? Или руду искать? Корабли в космос отправлять? Они и при очном-то образовании то и дело обратно шлепаются, а с новацией этой и вовсе неподъемными станут.

 Форум пройдет в рамках нового образовательного формата, который призван поспособствовать молодым людям в будущем начать собственное дело / Фото: https://pixabay.com/ru

Да и будут ли востребованы все эти доморощенные спецы? Вот есть прям сомнения, что начнут их кадровики друг у друга из рук вырывать и сладкими соцпакетами в корпорации заманивать. А если не нужны они будут, так зачем огород городить?

Нет, можно, конечно, вспомнить времена благословенного царизма с их институтом домашнего обучения. Ну так и наука с технологиями тогда были не чета сегодняшним, и обучение было в теперешних понятиях по большей части средним. Тем, кто хотел идти дальше, все равно светила очная «вышка».

И главное, проходили же это все уже. В технологичном Гонконге лет 15 назад попробовали ввести такое, так уже через два года спохватились, потому как недоделанные спецы эти ничего в профессии не смыслили. Всех пришлось переучивать.

В общем, думается, главную свою цель новация, конечно же, решит — нужные показатели в отчетности непременно явит кому надо, финансы урежет, там и сям наэкономит. Вот только не взвыть бы нам потом от всей этой экономии, потому как скупой платит дважды, а дурак — трижды.

amp-next-page separator