Правдорубам здесь не место

Общество
Депутаты предложили вывести из тени «дорожных мстителей».

Речь о принятом в первом чтении законопроекте, который позволит штрафовать водителей за нарушения ПДД на основании видео, отснятого «народными инспекторами». Все, что нужно будет такому инспектору для фиксации чужих дорожных бесчинств — смартфон и специальная программа на нем, которую еще предстоит создать (на это, если верить депутатам, потребуется 1,7 миллиарда рублей, плюс еще миллиард — на реализацию законопроекта).

Задумка, в принципе, неплохая и, как показывает практика (а похожие проекты уже действуют в нескольких регионах, включая Москву), действенная: пара писем счастья, посланных с подачи бдительных граждан, и у автовладельца напрочь отмирает охота парковаться на газонах или под запрещающими знаками. Бывает, что и одного штрафа хватает с лихвой. Почему речь лишь о парковке? Потому что в столице с декабря 2015-го работает приложение «Помощник Москвы», благодаря которому можно фиксировать исключительно нарушения, связанные с ней. Законопроект предлагает добавить в фискальный список и менее статичные автопрегрешения: проезд на красный, нарушения правил движения через железнодорожные пути, езду наперегонки со «скорой» и многое другое.

И все бы ничего, но работа подобных проектов показала, что у отдельных граждан тяга к порядку и законности может возникать не столько от жажды вселенской гармонии, сколько от причин абсолютно субъективных. Например, личной неприязни к владельцу авто или страсти к халяве (московских «помощников» за активность поощряют бонусами). В соцсетях хватает историй, когда такие вот народные мстители устраивали автовладельцам веселую жизнь, филигранно выбирая «правильный» ракурс для съемки или используя всевозможные глюки навигации (а они, как известно, нередки). Причем даже в случае обнаружения вранья, максимум, что ждет его инициатора — блокировка программного аккаунта, а вот невинно опороченный автовладелец еще побегает по инстанциям, чтобы вернуть отписанные государству дензнаки. И даже не будет знать, кому он обязан марафоном.

Все, что нужно будет «народным инспекторам» для фиксации чужих дорожных бесчинств — смартфон и специальная программа на нем / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Собственно, этот административный косяк и хотят ликвидировать депутаты, предложившие указывать в документах по нарушению ПДД подробные сведения о том, кто его зафиксировал — с адресами прописки и фактического проживания. К чему это приведет, догадаться не трудно — к вендетте и дворовым войнам. Например, в конце прошлого года в Казани одному из таких правдорубов, слившему в ГИБДД фоточки неправильно припаркованных машин во дворе, соседи организовали веселую жизнь с ночными звонками, угрозами и обещаниями попортить собственность. Все вроде бы ограничилось лишь ритуальной лексикой, но могли ведь и физически навалять.

Впрочем, другая предложенная поправка вполне тянет на решение проблемы — в случае обжалования штрафа вызывать народного инспектора в качестве свидетеля. А для этого вполне хватит подтверждения учетной записи через какое-нибудь госуслуги. Так и у любителей халявы отпадет желание отсылать фейки, и у невинно пострадавших появится шанс на легальную сатисфакцию (дача ложных показаний наказуема). 

Кстати, идентификация анонимов далеко не единственный вопрос к законопроекту. Например, не понятно, как быть, если одно и то же нарушение зафиксируют сразу несколько народных инспекторов. Скажем, объезжает кто-то пробку по обочине — пробка длинная, объезжает долго… Раз пять маневр засняли и доложили куда следует. Сможет ли система опознать в этом одно нарушение, или счастливчик получит пять штрафов за раз? Или летит кто-то на бешеной скорости на красный — вытащить смартфон, активировать программу, включить камеру, снять… Кто успеет? Никто. А часами держать смартфон включенным в режиме видеосъемки — удовольствие на любителя, видеорегистраторы ведь под законопроект не подпали. В общем, думцам есть еще что пообсуждать и в чем поковыряться. Главное, чтобы получилось как лучше, а не так, как всегда.

amp-next-page separator