Джулиан Ассанж. Последний ландскнехт информационных баталий

В мире
Джулиан Ассанж — знаменитый журналист и создатель разоблачительного портала WikiLeaks — был арестован в посольстве Эквадора в Лондоне, где провел последние пять лет, и скоро предстанет перед судом.

Ряд экспертов не исключают вероятность (хотя официальный Лондон пока отрицает это), что он будет экстрадирован в США, где его с большой долей вероятности ожидает смертная казнь. Напомним, что Ассанжа обвиняют (по неофициальным данным: само дело держится в строгом секрете, в СМИ просачиваются лишь крохи информации) в шпионаже и разглашении тайн, угрожающих национальной безопасности «земли свободных».

Некоторые полагают, что работал Джулиан Ассанж не всегда безвозмездно. По крайней мере, часть его разоблачений наносили упоминавшихся в них ведомствам не только репутационный ущерб (как, например, досье Мэннинга, рассказывающее о преступлениях американских военных в Ираке, или пакет документов, открывающих ряд секретов войны в Афганистане, которые американским военным хотелось бы скрыть, или история с узниками секретной тюрьмы Гуантанамо). Некоторые вели к огромным экономическим издержкам крупных компаний и бизнесменов (сирийское расследование, история со швейцарским банком «Юлиус Байер»), или даже к серьезным политическим коллапсам (революция в Тунисе, палестинское досье). Во всех этих историях были свои интересанты, выгодополучатели, проследить которых несложно. Люди (и государства) влиятельные, имеющие немалый вес на мировой арене.

Кадры задержания мятежного журналиста, давно ставшего крупной политической фигурой, облетели мир / Фото: Cкриншот с видео TED, Дождь

На самом деле главная проблема заключается в том, что пытался он, говоря бизнес-сленгом, «толкнуть залежалое барахло». Кому в наше время нужна правда? Даже самая разоблачительная и «срывающая покровы»? Наверное, только нескольким десяткам конспирологов, чтобы с серьезными лицами воздеть указательный палец к потолку и менторским тоном произнести: «А я же вам говорил...». Широким же массам плевать на нее с высокой колокольни. Так же, как и многим фигурантам разоблачительных расследований. Давно ли вы читали в СМИ настоящее расследование? Такое, как еще пару десятков лет назад, с валом компрометирующих документов, показаниями участников-свидетелей, схемами... Думаю, давно. Отголоски подобного еще существуют на периферии страны. Но дело чаще всего сводится к спорам хозяйствующих субъектов с привлечением ангажированных (или напрямую финансируемых ими) СМИ и отдельных журналистов.

А в глобальной (мировой) практике времена, когда журналистское расследование могло спровоцировать отставку главы государства (уотергейтский скандал), ушли в далекое прошлое. Думаете, понесли наказание военные, с шутками и прибаутками расстрелявшие журналистов и сопровождающих их местных в 2007 году в Ираке? А виновные в массовых расстрелах мирного населения где-то в горах Афганистана? Нет, все чувствуют себя прекрасно. Некоторые из них вышли в отставку, награждены госнаградами и прекрасно проводят время на своих ранчо где-нибудь в Вайоминге или Техасе. Другие служат до сих пор.

Времена как информационных Робин Гудов, так и наемных информационных ландскнехтов прошли, канули в Лету. Ассанж был последним. Теперь информация — важная (если не важнейшая) составляющая государственной политики и госбезопасности. А война компроматов ведется далеко не на уровне отдельных СМИ или Telegram-каналов, а на уровне мировых держав. На развитие, оснащение и работу информационных полков и армий тратятся миллиарды долларов, и никому не нужно, чтобы какие-то супергерои и правдорубы путались у них под ногами. Они не вписываются в концепцию «мягкой силы», а значит, должны исчезнуть с арены. Ассанжа смахнули с доски, как сыгранную фигуру.

Нет, это вовсе не означает, что информационные войны и разоблачения с этим прекратятся. Скорее, перейдут на новый уровень.

amp-next-page separator