Не стреляйте в эскулапа
Если человек тяжело пострадал — а то и умер — в результате действий другого человека, естественной ощущается необходимость, чтобы этот второй понес ответственность за свои действия. А человеческие здоровье и жизнь традиционно — и опять-таки справедливо — относятся к сфере уголовного права.
Так что, казалось бы, о чем тут спорить — врачи должны отвечать за свои ошибки, повлекшие тяжкие последствия, в соответствии с Уголовным кодексом.
Однако при малейшем углублении в данный вопрос становится очень быстро понятно, почему прямая, как шпала, логика, которой мы зачастую руководствуемся в обыденной жизни, тут не работает.
Старая медицинская мудрость гласит, что у каждого врача есть свое кладбище, и она в том числе и про это — про врачебные ошибки.
Подчеркнем, что речь именно об ошибках — не о халатности или о ненадлежащем исполнении обязанностей. Нет, именно о тех ситуациях, когда врач выполняет свою работу в строгом соответствии с профессиональными требованиями и с искренним стремлением все сделать максимально хорошо. Но просто… ошибается.
Это часть человеческой природы. Уникумов, ни разу в жизни не допустивших оплошности, не существует. Однако в каждой профессии своя цена ошибки, и в медицине это — здоровье и жизни людей.
Привнесение в медицину уголовной ответственности за врачебные ошибки означает, что 100 процентов врачей (это не преувеличение — в буквальном смысле абсолютно все врачи) в итоге будут уголовно осуждены. Причем чем сложнее медицинская область, тем больше времени в местах лишения свободы должен будет проводить врач, просто потому, что вероятность ошибки для него куда выше, чем, например, для участкового терапевта.
Нетрудно предположить последствия таких решений — масштабный исход людей из профессии и научный регресс в медицине, поскольку минимально сложные манипуляции и методы лечения влекут за собой повышение риска ошибки с тяжелыми последствиями.
Картина вырисовывается просто кафкианская и дающая основания полагать, что все инициативы о введении уголовной ответственности за врачебные ошибки так и останутся пустым сотрясением воздуха.
Тем не менее рано или поздно России и впрямь придется пересматривать существующий подход к данной проблеме.
Требования уголовной ответственности проистекают еще и из чувства острой несправедливости нынешней ситуации, когда пострадавшие из-за ошибок пациенты и их семьи оказываются один на один со своей бедой, а все, что может сказать врач или медицинское учреждение, — «извините, что так получилось».
Возможно, решением может стать принятое во многих западных странах обязательное страхование медицинских работников, по типу ОСАГО для автомобилистов, что будет гарантировать выплату компенсаций пациентам в случае врачебных ошибок.